– Специализированный Салон мороженого работает на «Продэкспо» второй год, показывая существенный рост. Насколько востребован такой формат экспозиции экспонентами и профессиональными посетителями?
– Это наиболее удачный формат, мы пришли к нему, пройдя несколько этапов развития. Когда-то выставка «Мороженое и индустрия холода» проводилась на ВДНХ, ее организовывала Гильдия пекарей. С созданием Союза мороженщиков России стало понятно, что этот формат нас не устраивает. С 2003 года мы начали проводить выставку «Мир мороженого и холода» сами – в 57-м павильоне ВВЦ. В ней принимали участие производители мороженого, ингредиентов, холодильного оборудования, и тогда такой формат всех устраивал. Самим мороженщикам и смежникам не хватало контактов, и выставку многие рассматривали именно как место отраслевых встреч. Но через несколько лет, когда встречи стали регулярными, мороженщиков стала больше интересовать конкретика, связанная с реализацией их продукции, контакты с торговлей. С возникновением сетей стало очень трудно наладить каналы сбыта, и коммерческий успех выставок был все меньше. А показать товар лицом было негде. Поэтому мы начали искать другие форматы выставки, где были бы нужные нам посетители – представители торговых сетей и традиционной розницы – покупатели мороженого. Сначала вернулись к Молочному союзу России, начали работать с молочниками на их отраслевой выставке в «Крокус-Экспо». Три года назад мы организовали там Салон мороженого в рамках выставки, которую проводил Молочный союз. С точки зрения делового общения специалистов отрасли – опыт оказался удачным. А вот реальных покупателей продукции не было. Мы прошли много выставок, и стало понятно, что самой посещаемой представителями торговли является «Продэкспо». У выставки довольно сильная деловая программа – симпозиумы, конференции, центры закупок сетей, это один из серьезных факторов, который подтолкнул нас к сотрудничеству с «Экспоцентром». Формат салонной выставки, какой является «Продэкспо», нам наиболее интересен, поскольку люди, которые туда приходят, ориентированы на конкретную продукцию, на поиск новых продуктов и брендов. В результате в этом году желающих экспонентов было даже больше, чем площади, выделенной под Салон мороженого. Хотя мы увеличили площадь в два раза: в прошлом году было 500 кв. метров, в этом – 1000 кв. метров. Так что у нас есть хороший потенциал для расширения салона и есть резерв для этого – мороженщики были и в других павильонах, например, молочные компании представляли на своих стендах всю линейку продукции, включая мороженое.
– Иностранных участников-мороженщиков было много?
– Не было вообще, только одна компания. Наш рынок мороженого полностью контролируется российскими производителями – такова специфика. В России привозного мороженого всего 1,5%, практически все производится на месте. Из иностранных производителей представлены Unilever, Nestle, Baskin Robbins. Эти компании имеют здесь бизнес, но все предприятия российские. В Салоне мороженого из них участвовал только Baskin Robbins.
– Какие плюсы и минусы организации можете отметить?
– Здесь у нас есть некоторые разногласия с организаторами. Мы ратуем за то, чтобы на площадке мороженого разместить и замороженные продукты, они по логистике к нам ближе (транспортировка и хранение одинаковые). Но пока всю «заморозку» дробят: мясные полуфабрикаты в мясной экспозиции, рыбные – в рыбном салоне. В прошлом году от нас отделили оборудование, которое было представлено в специализированном седьмом павильоне. В этом году нас из «Форума» перевели в седьмой, и мы оказались рядом с нашими поставщиками оборудования. Это было очень удобно для участников и посетителей. Наша задача на будущее – собрать остатки мороженого из экспозиций молочников и подтянуть замороженные продукты, и тогда экспозиция Салона мороженого и замороженных продуктов будет полной, цельной и отвечающей реальности. Но пока у нас нет единой точки зрения на этот вопрос с организаторами выставки.
– Наверняка вы бывали на зарубежных продуктовых выставках. Как проходят выставки мороженого, продуктов и напитков в других странах?
– Приходилось бывать в Германии, на выставке Anuga в Кельне. Anuga и парижская Seal – две крупнейшие специализированные выставки продуктов питания, напитков и оборудования для пищевой промышленности, каждая проходит 1 раз в два года, и таким образом они чередуются. В Римини проходит международная выставка мороженого, в Дюссельдорфе – выставка оборудования и мороженого. Все они проводятся по принципу, близкому к «Продэкспо», когда формируются отдельные тематические залы, павильоны на основе базовых продуктов. Но разделение, например, на Anuga более четкое, огромная площадь выставочного центра позволяет все экспозиции разделить, а у нас в «Форуме» представлено все – и мясо, и молоко. Там очень жесткое ограничение посещения экспозиций, праздно шатающейся публики вы там не увидите. Отмечу, что в этом году то же самое сделали и на «Продэкспо», от рекламы и бесплатного входа отказались. Реклама самих выставок слабее выглядит.
– Проходят ли специализированные выставки мороженого в других регионах России?
– Специализированных выставок нет нигде, продуктовые есть во многих городах. В них и участвуем.
– Как, на ваш взгляд, будут развиваться продовольственные выставки? Какие форматы будут востребованы рынком?
– Я думаю, что число продовольственных выставок в России сократится, сегодня их проводится очень много, и какие-то из них умрут. Тематика оставшихся будет расширяться и формироваться по принципу салонного смотра. «Продэкспо» интересна тем, что там собрано абсолютно все, что есть сегодня в отрасли. И будут укрупняться федеральные выставочные центры в Москве и Санкт-Петербурге.