В понедельник в мэрии Москвы прошло совещание, на котором обсуждалась программа развития транспортного узла города до 2020 года. Концепция документа была разработана министерством транспорта России с участием заинтересованных ведомств, органов власти и предприятий Москвы и Московской области. В создании участвовал Научно-исследовательский и проектный институт Генплана Москвы (НИИ Генплана). Главный инженер НИИ Михаил Крестмейн заметил, что согласно проведенным исследованиям регион требует неоднородного развития. «Мы выделили приоритетную зону, которая сейчас не обслуживается общественным транспортом. Мы учли, что если развивать только дорожно-уличную сеть, то эффект будет значительно меньше, чем если добавить к этому работу над общественным транспортом», - сказал г-н Крестмейн.
По данным налоговых органов, более 35% приезжающих каждый день в столицу являются трудовыми мигрантами. Основные потоки рабочей силы, как отметил г-н Крестмейн, идут с восточного направления. Это приводит к тому, что в сравнении с другими мегаполисами мира московское метро перевозит в два раза больше люде при учете, что оно значительно меньше по размерам. Сергей Собянин добавил, что плотность дорог в Москве в пять раза меньше, чем в других столицах, а населения в два раза больше. Кроме того, мэра удручает, что работа и жилье жителей сильно разбросаны по городу, и людям приходится тратить на дорогу значительную часть времени. В связи с этим приоритетным вопросом в долгосрочной программе становится развитие общественного транспорта.
Сейчас, по данным главного инженера, на личном автомобиле между работой и домом курсируют 24% горожан. «Мы будем не запрещать личный транспорт, а делать так, что пользоваться метро или автобусом станет удобнее», - подчеркнул г-н Крестмейн, не уточняя конкретные меры. Строить 15 км линий метрополитена, по расчетам НИИ Генплана, вполне реально, но вот продлевать действующие линии метрополитена в Московскую область столичные власти не намерены. Исключение власти сделали лишь для некоторых ближайших к Москве районов. Среди них, к примеру, Котельники, Люберцы, Солнцево.
По мнению Михаила Крестмейна, эффективней строить новые линии. Делать их следует в увязке с развитием железнодорожного транспорта в городе. «У нас мало поперечных связей. Следует строить станции метро в промежутках между станциями железной дороги», - считает главный инженер. Железная дорога, по его мнению, так же требует серьезного развития, поскольку уже сейчас пропускная способностей магистралей Курского, Павелецкого, Ярославского направления выходит на максимум. К тому же помимо пассажирских перевозок она испытывает серьезные нагрузки и со стороны грузового транспорта. Мэр подчеркнул, что количество грузов, проходящих через столицу, следует снизить. «В последнее время резко возросло количество перевозок, чуть ли не на 40%», - отметил Сергей Собянин. Он указал, что столица — «в основном застроенный город», и резкого увеличения грузовиков быть не должно. Кроме того, в ближайшее время московские власти намерены внести изменения в долгосрочную программу. На взгляд г-на Собянина, там лишь вскользь обсуждается проблема наземного транспорта. Более конкретных предложений от руководства пока не поступило.
По предварительным подсчетам, ежегодно на реализацию планов потребуется выделять три трлн. рублей. В проекте будут участвовать, не только федеральный и московский бюджеты, но и деньги Подмосковья. За время совещания чиновники несколько раз настойчиво повторяли, что тесное сотрудничество с областью и единое развитие транспорта - важнейшая из поставленных задач.
Стоит надеяться, что новые планы по облегчению дорожно-транспортной ситуации в городе будут более успешными нежели прежние. Судя по отчетам Контрольно-счетной палаты Москвы, программы, разработанные правительством в 2009-2010 годах, были малоэффективными. Причина, по мнению аудиторов, кроется в том, что подготовленные мероприятия находились в разных городских программах и носили фрагментарный характер.
Мария МОРОЗОВА