Posted 8 февраля 2011, 21:00
Published 8 февраля 2011, 21:00
Modified 8 марта 2024, 06:40
Updated 8 марта 2024, 06:40
– Проект закона о добровольных пожарных дружинах раскритиковала Общественная палата. Там сочли недопустимым, что добровольцами смогут быть только члены общественных организаций. В какой мере эта критика обоснована?
– Никаких ограничений для волонтеров законопроект не предусматривает. Мы поддерживаем привлечение и тех волонтеров, которые не входят в добровольную пожарную охрану. Но тушение пожаров – это деятельность, которой должны заниматься подготовленные профессиональные пожарные подразделения, оснащенные специальной техникой и средствами защиты. Зачастую тушение пожаров – это тяжелая работа, связанная с риском жизни и здоровью. Поэтому закон четко очертит сферу деятельности добровольной пожарной охраны.
– Какова эта сфера?
– Профилактика и предупреждение пожаров, в первую очередь в отдаленных населенных пунктах, спасение людей и имущества при пожарах, оказание помощи пострадавшим. В нашей стране есть множество малочисленных поселений, поэтому прикрытие их профессиональными пожарными подразделениями дорого и нерационально во всех смыслах: тогда в каждой деревне придется строить депо, закупать технику и содержать профессиональных пожарных. Мы же предлагаем сформировать добровольную пожарную охрану, обучить добровольцев бесплатно в учебных центрах МЧС и оказать им практическую помощь. Они самостоятельно смогут следить за состоянием пожарного водоема, подъездов к нему, системой оповещения населения (вспомните знаменитую рынду), специального имущества – ведер, багров.
– Кто сейчас в деревнях за этим следит?
– Главы муниципальных образований и немногочисленные добровольцы. Но нужна законодательная поддержка, чтобы можно было составить реестр волонтеров, спланировать их обучение, распределить поддержку на содержание добровольных пожарных дружин. Кстати, реестр будет готовиться уведомительным порядком. Пишете письмо и отсылаете по почте. Дальше главные управления МЧС в субъектах составляют списки, организуют обучение и оказание помощи.
– Вы сказали об обучении добровольцев. Почему тогда в финансово-экономическом обосновании законопроекта написано, что он не потребует расходов из бюджета?
– Все необходимые средства на обучение и на содержание учебных центров и учебных пунктов МЧС России предусмотрены. В них бесплатно обучаются различные категории населения, в том числе добровольцы. Поэтому дополнительные финансовые средства на эти цели не требуются. Волонтеры уже проходят подготовку в учебных заведениях МЧС и при пожарных частях.
– В законопроекте говорится о мерах господдержки добровольных пожарных. Что имеется в виду?
– Закон позволит государственным структурам помогать добровольным пожарным. Во-первых, это помощь в создании технической основы подразделений. МЧС совместно с Минобороны сейчас снимает с хранения старую технику. Она переоборудуется в пожарные автомобили. Затраты – минимальны, и эти автомобили передаются в отдаленные муниципальные образования. То же самое касается спецодежды и других вещей, которые пригодны к использованию. Во-вторых, закон позволит региональным и местным властям устанавливать дополнительные социальные льготы и гарантии для добровольных пожарных. Это и премии, и компенсации по оплате коммунальных услуг, и безвозмездное предоставление топлива, и уменьшение платы за газ, и льготные тарифы на электричество. А на период привлечения к мероприятиям добровольных пожарных будут страховать.
– Как же получается, что в финансово-экономическом обосновании написано, что бюджетных расходов нет, а машины переоборудуют за счет бюджета, страхуют за счет бюджета, социальные гарантии – за счет бюджета?
– В целом дополнительных финансовых затрат принятие закона о добровольной пожарной охране действительно не потребует. Но кропотливая работа по перераспределению финансовых средств и материальных ресурсов необходима. При этом следует помнить, что у добровольцев главный стимул – нематериальный: выполнять общественно полезную работу. В селе, где все знают друг друга, участие в такой деятельности очень значимо.
– Быть добровольным пожарным важно и престижно. Но в какой мере справедливо утверждение, что государство фактически перекладывает тушение пожаров на граждан? Мол, спасение погорельцев – дело рук самих погорельцев.
– Государство с себя никакой ответственности не снимает. Любой гражданин, позвонив по телефону 01, получит необходимую квалифицированную помощь. Кто после событий этого лета помог потерпевшим? Государство. Кто выплатил страховки и компенсации? Государство. Кто построил новое жилье? Государство. Сохранение жизни, здоровья и имущества граждан – государственная задача. Но если мы в отдаленных деревнях и поселениях соберем сходы и спросим людей: вы хотите иметь у себя подразделение профессиональной пожарной охраны, за создание которых нужно заплатить дополнительно из федерального бюджета 18 миллиардов рублей, или добровольцев, что значительно дешевле? Ответ очевиден.
– Откуда взялась цифра в 18 миллиардов?
– Это сумма, которая нужна, чтобы прикрыть все отдаленные населенные пункты. Строительство инфраструктуры, приобретение техники и средств защиты. Содержание профессиональных пожарных в эту сумму не входит. В отдаленных населенных пунктах ежегодно происходит 30 тысяч пожаров. Профессиональные пожарные в обязательном порядке прибывают и тушат. Но это требует времени. У нас в стране расстояния большие, а качество дорог – известно. Поэтому первыми реагируют те, кто оказался рядом с пожаром, – добровольцы. Они локализуют пожар, уменьшают возможный ущерб, защищают соседние дома, эвакуируют ценные вещи. Уже сегодня добровольцы участвуют в тушении 18% пожаров.
– Насколько возможно создание добровольных пожарных дружин в тех населенных пунктах, где пожарная охрана есть?
– Добровольные помощники нужны везде. Они подскажут соседям по дому или даче меры безопасности, сообщат о правилах поведения в пожароопасный период, потреплют нерадивых руководителей на местах.
– Какова потребность в добровольных пожарных?
– Добровольные пожарные дружины сегодня насчитывают более 70 тысяч человек и имеют шесть тысяч единиц техники. По нашим расчетам, для прикрытия отдаленных населенных пунктов нужно около 800 тысяч добровольцев. Думаю, добровольная пожарная охрана будет в полном объеме сформирована в течение двух-трех лет после принятия закона. На одного профессионального пожарного должно быть несколько добровольцев, это аксиома.
– Спонсоры пожарных дружин могут рассчитывать на льготы по налогам?
– В законодательстве таких льгот, к сожалению, не предусмотрено. Мы – за льготы для спонсоров, и нам нужна серьезная общественная поддержка. Никаких обременений для бизнеса в пользу добровольных пожарных законопроект также не предполагает. Дело каждого из нас – оказывать помощь добровольным пожарным или нет.
– Какие поправки в законопроект ожидаются ко второму чтению?
– Планируется увеличить перечень компенсаций и льгот, уточнить подходы к формированию добровольных пожарных дружин, расширить круг волонтеров и добровольцев, которые могут работать в сфере пожарной безопасности. Упростить процедуру регистрации, более детально регламентировать полномочия региональных органов власти, механизмы господдержки и задачи добровольной пожарной охраны. Нужно усилить такие аспекты, как разъяснительная работа с населением, участие добровольцев в работе с неблагополучными семьями.
– Прошлым летом леса горели в том числе из-за того, что МЧС обязано тушить пожары только в населенных пунктах, а леса должны тушить владельцы. Но у многих владельцев не оказалось средств, а МЧС подключилось, когда уже заполыхали деревни. К нынешнему лету как изменится ситуация?
– Прошлым летом основной причиной была аномально жаркая погода. Но нам удалось минимизировать потери, прикрыть все объекты энергетики, транспорта. Последствия могли быть гораздо серьезнее. Теперь выводы сделаны. В законодательство внесли изменения, четко разграничивающие ответственность по профилактике и предупреждению лесных пожаров. Регламентировано взаимодействие федеральных структур в решении этих проблем и взаимодействие с регионами. Мероприятия по подготовке к пожароопасному сезону спланированы и будут завершены до 15 апреля этого года.
– Будет ли МЧС тушить леса, если у собственников нет средств?
– Средства на эти цели у собственников есть. Нужно спрашивать, насколько эффективно эти средства используются на авиалесоохрану и на содержание подразделений, необходимых для предупреждения и тушения лесных и торфяных пожаров.
– Но если леса все же загорятся, вы будете тушить их или будете ждать, пока огонь приблизится к населенным пунктам?
– Конечно, будем тушить авиацией и прикрывать населенные пункты и крупные объекты от пожара. В этом году группировка сил будет сформирована заблаговременно, и пожары в лесах потушат в день возникновения.
– А то, что за пределами населенных пунктов?
– Все вопросы тушения лесных пожаров четко регламентированы законодательством. Лесные пожары и торфяники должны тушить профессионалы – авиалесоохрана и специалисты лесного хозяйства. Здесь требуется специальная техника. Наша авиация им поможет. А пожарные подразделения, прикрывающие населенные пункты, снимать для выполнения задач в лесах нельзя.
– Насколько вероятны следующим летом лесные пожары из-за большого количества погибших сухих деревьев?
– Лесные пожары в России происходят ежегодно. Периодически горит Америка, горит Европа, горят другие регионы. Потери у всех от этих пожаров колоссальные. Вспомните пожары в Калифорнии, Греции, на Балканах, в Израиле и других странах. Поэтому проблема в количестве и объемах лесных пожаров, а также их своевременном обнаружении и правильном тушении.
– Деревни не будут сгорать, как прошлым летом?
– Деревни сгорать не будут. Могу с полной уверенностью сказать, что ситуация прошлого года не повторится. Но мы все должны сделать выводы, потому что 90% пожаров – это человеческий фактор.