Причем в числе основных переносчиков бактерий-мутантов как на Западе, так и в России нередко оказываются сами врачи. Медицинское экспертное сообщество пытается найти выход из этого тупика. Одни специалисты надеются на плазменную хирургию, другие – на усиление санитарных норм, третьи – ищут ответ в изучении микрофлоры доисторического «ледяного человека», найденного в Альпах.
Группа ученых Каролинского медицинского института в Стокгольме под руководством профессора-инфекциониста Ларса Энгстранда действительно предложила оригинальный путь к решению проблемы. Ученые надеются в течение ближайшего месяца составить «атлас» бактерий, живших в организме человека более 5 тыс. лет назад и, возможно, спасти мир от наступления их сегодняшних резистентных (сопротивляющихся) «сородичей». Они взялись за изучение мумии знаменитого «ледяного человека» Эци, найденного в 1991 году высоко в Альпах. Эта мумия хорошо законсервировалась в леднике, что дало возможность взять два десятка проб из желудка и кишечника Эци, «сравнить с сегодняшними образцами и таким образом идентифицировать их». По словам профессора Энгстранда, существует вероятность найти в желудке Эци резистентные бактерии, изучение которых поможет в создании антибиотиков нового поколения. Шведский ученый основывает свои предположения на том факте, что в земле ранее уже были обнаружены бактерии, имеющие гены, невосприимчивые к антибиотикам, но не подвергавшиеся их воздействию.
Резистентные бактерии – один из главных вызовов нынешней фармакологии. Со времени первого успешного применения пенициллина в 1942 году миллионы людей были спасены благодаря антибиотикам. Но прошло всего каких-то полвека – детский возраст для лекарственного препарата, и произошла катастрофа – пенициллин практически перестал действовать и его можно выбрасывать на помойку. Микробы к нему привыкли и перестали обращать на него внимание. Вслед за ним та же участь ожидает и антибиотики следующих поколений. Уже сегодня люди нередко умирают от обычных инфекций уха или воспалений кишечника.
Все это понимают и сами врачи. Как рассказала «НИ» кандидат медицинских наук Татьяна Сахарчук, много лет проработавшая в московском НИИ пульмонологии, «уверовав в чудодейственность нового лекарства, врачи стали назначать его всем без разбора, по любому поводу и от каждого чиха, начиная с пустяковых ран и заканчивая простудными заболеваниями, которых по широте «захвата» населения насчитывается огромное количество. А в результате и от болезни пациента не вылечивали, поскольку антибиотики не действуют на простудные вирусы, и иммунную систему ему основательно подсаживали». По словам нашей собеседницы, «есть и более худшие последствия от такого лечения: так называемые микробы внешней среды (стафилококки, стрептококки, к примеру), в малых количествах проживающие в человеческих организмах, привыкали к антибиотикам, то есть мутировали, переходя в разряд невосприимчивых к лекарствам».
Непосредственные разработчики антибактериальных препаратов с этим, однако, не согласны. Александр Фирсов, директор Научно-исследовательского института по изысканию новых антибиотиков имени Г.Ф. Гаузе, однозначно заявил «НИ»: «Антибиотики вредны и бесполезны» – это старая песня в традиционном языческом исполнении. Можно абстрактно рассуждать на данную тему, пока человек здоров как бык. Когда же сталкиваешься с конкретной ситуацией, когда есть выбор, жить человеку или умереть, выясняется, что альтернативы этим, якобы бесполезным антибиотикам, от которых якобы у всех есть иммунитет, просто нет».
В этой связи нелишне привести оценку заместителя главного врача клиники московского Института биологической медицины Владилены Черноусовой, сказавшей «НИ», что в подобных вопросах никогда нельзя придерживаться крайних точек зрения: «либо все хорошо, либо все плохо». Как рассказала г-жа Черноусова, «сегодня вообще речь может идти о мутациях вирусов, которые способны изменить код ДНК человека». Какие уж тут антибиотики…
Стоит сходить в любую больницу или поликлинику, чтобы понять: весьма активными переносчиками этих бактерий являются сами врачи, а также медперсонал отделений, в которых заболевания чаще всего лечатся антибиотиками, – это пульмонологи, фтизиатры, урологи, гинекологи, оториноларингологи. Не случайно в медучреждениях той же Швеции резко ужесточены санитарные нормы. С 2007 года в больницах страны отменены белые халаты, длинные рукава которых являются рассадниками бактерий. Вместо них ввели саронги с короткими рукавами. В некоторых медучреждениях установлены собственные, еще более строгие правила. Персоналу запрещено украшать карманы «униформы» авторучками, носить часы и кольца, женщинам предписано забыть о длинных ногтях с маникюром. Все это – ради приостановки наступления резистентных бактерий. «Швеция сделала уже все, что могла, но мы не живем в отрыве от остального мира. Более трети пациентов шведских клиник, страдающих от заболеваний, вызванных мультирезистентными бактериями, привезли их из-за рубежа», – посетовал «НИ» профессор Отто Карс, возглавляющий национальную программу по борьбе с «терминаторами» микромира.
На конференции в Упсале, посвященной мультирезистентным бактериям, корреспондента «НИ» поразила статистика: на сегодняшний день в странах ЕС ежегодно умирают от мультирезистентных бактерий около 25 тыс. человек, а в государствах третьего мира – миллионы и миллионы. По России такой данных, к сожалению, нет.
Особое внимание, как говорится, детям. В середине 1990-х каждый шведский ребенок до шести лет проходил лечение антибиотиками в среднем 1,2 раза в год. В 2009 году эти лекарства были прописаны только одному малышу из трех. По мнению врача московской районной поликлиники Галины Кудрявцевой, такой подход надо перенять и российским медикам. С первых дней жизни необходимо оберегать детей от болезней и как следствие – от приема антибиотиков. В возрасте до трех лет это сделать крайне сложно, потому что иммунитет у ребенка еще не сформирован. Поэтому ни в коем случае нельзя малышей собирать в большом количестве в замкнутом пространстве. До трех лет детей безопаснее воспитывать дома. А ясли в России вообще следует закрыть. Какие выяснили «НИ», такие настроения среди практикующих врачей в нашей стране – не редкость.
Однако, как заметил нашей газете заместитель главного врача по медицинской части НИИ детских инфекций Вадим Карасев, «конечно, у каждого специалиста может быть своя точка зрения, но мне не кажется, что борьба с антибиотиками и запрет яслей – это правильно. Не надо цепляться за догмы». По его словам, «у нас уже была аналогичная кампания против прививок: она в итоге привела лишь к вспышке детских заболеваний. Если антибиотик нужен, то его, безусловно, нужно давать, так как замены ему нет, а цена не своевременному оказанию медицинской помощи – здоровье ребенка». Интересное предложение в связи с этими спорами сделала врач-пульмонолог Татьяна Сахарчук: «Хорошо бы нам лет на 10–20 «забыть» о каком-нибудь старом антибиотике, не применять его. За это время сформируется новая генерация микробов, на которых старый антибиотик уже подействует».
ТЕМПЕРАТУРОЙ И ПЛАЗМОЙ – ПО БАКТЕРИЯМ-МУТАНТАМ
|