Posted 1 февраля 2011, 21:00
Published 1 февраля 2011, 21:00
Modified 8 марта, 06:45
Updated 8 марта, 06:45
По данным исследования, в целом по миру 52% «лидеров мнений» (то есть людей с высшим образованием, высоким уровнем доходов, интересующихся новостями по крайней мере несколько раз в неделю) выразили доверие ключевым общественным институтам – государству, СМИ, неправительственным организациям (НПО), бизнесу. Годом ранее таких было 47%. При этом в США общий уровень доверия к власти за последний год снизился на 6%, с большим подозрением американцы относятся и к другим институтам. В России же остается одинаково низкий уровень доверия ко всем: к власти – 39%, к бизнесу – 41%, НПО – 42%, СМИ – 37%. По совокупному уровню доверия мы занимаем в рейтинге последнюю строчку. Авторитетные для нас люди – это ученые и эксперты: две трети россиян выражают им наибольшее доверие. Примечательно, что подобная тенденция наблюдается во всем мире.
«Согласиться с этим можно, – заявил «НИ» Максим Братерский, исполнительный директор Школы российских исследований ГУ ВШЭ. – Президент Медведев уже открыто признает, что в стране «некий застой». При этом в политической системе ничего ужасного не происходит, но ничего и не меняется». Однако дело не только в политике. В России отмечен самый низкий по сравнению с другими странами уровень доверия к бизнесу, причем этот показатель продолжает снижаться. Единственное исключение – предприятия фармацевтической отрасли, которые за прошедший год набрали 10%. Зато столько же потеряли банки (с 54% в 2008 году до 44% сегодня). В других отраслях экономики и промышленности с этой точки зрения наблюдается стагнация.
На вопрос, что же наш бизнес делает не так, председатель экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян ответил «НИ»: «Все так. Просто это исторический фактор. Нашему бизнесу всего 20 лет. 10 из них были периодом ужаса. Потом началось становление, знакомство с правилами, отказ от старых привычек. Шел переворот в головах, когда люди стали понимать, что необходимо соблюдать контракты, размещать акции на бирже, следить за имиджем. Постепенно пошло взаимное проникновение капиталов. И тот факт, что мы относительно нормально пережили кризис, говорит о том, что деловое сообщество России – уже не «белая ворона». По словам эксперта, «мы цивилизуемся в части бизнеса, и это бесспорно». «Просто в одних случаях коррупционные скандалы и давление на бизнес (дело ЮКОСа) выходят наружу, а в других – нет. Кто-то с этим не хочет сталкиваться, а кто-то давно привык – что и отразилось в рейтинге».
А что делать бизнесу, чтобы стать более привлекательным? 61% респондентов по всему миру считают, что государство должно регулировать действия корпораций, чтобы предприниматели вели себя ответственно. В России таковых еще больше – 70%. 80% российских «лидеров мнений» убеждены, что компания должна соотносить деятельность по увеличению доходов с интересами общества. Примечательно, что в этом году впервые прозрачность и честные методы ведения бизнеса оказались так же важны для поддержания репутации компании, как и ценовая политика, об этом заявили по 53% респондентов. При этом доходность компании была отмечена в числе наименее значимых факторов, влияющих на репутацию. Ричард Эдельман, президент Edelman, убежден, что «деятельность компаний должна предполагать такой аспект, как сотрудничество с внешними аудиториями на благо общества, а не только своих акционеров. «Бизнесу необходимо демонстрировать прозрачность в отношении того, каким образом зарабатываются деньги и вести коммуникации, используя все типы и виды СМИ», – отмечает он.