Глобальный индекс потребительского доверия, рассчитанный исследовательской компаний Nielsen, завершил прошлый год на отметке 90 пунктов, начав его на 92. Пик уверенности пришелся на второй квартал года (93 пункта), а потом в 24 из 52 исследуемых государств потребительские настроения стали ухудшаться. Исследователи отмечают, что в большинстве стран мира люди жалуются на нехватку свободных средств, а к концу года эти жалобы стали звучать еще громче. В четвертом квартале потребители почувствовали, что их располагаемый доход стал меньше, чем когда-либо, а доля тех, кто испытывает нехватку средств, уже два квартала держится на самом высоком уровне за всю историю подобных наблюдений. Однако нашлись и страны, где потребители, напротив, почувствовали прилив оптимизма. Например, в Швейцарии только за последний квартал индекс вырос на 10 пунктов, в Турции – на 6.
Рост потребительского доверия за прошлый год наблюдался в 16 странах. Наибольшую уверенность продемонстрировали жители Индии – 131 пункт. Далее идут Филиппины – 120, Норвегия – 119, Индонезия – 116, Австралия – 112, Швейцария – 110, Сингапур – 109, Бразилия – 108, Малайзия и Саудовская Аравия – 107. Среди регионов мира на первом месте оказалась Латинская Америка – 100 пунктов, на втором Азиатско-Тихоокеанский регион – 97, на третьем Северная Америка – 83. Европа набрала лишь 79 пунктов, что неудивительно, если учесть пессимизм португальцев, ирландцев, итальянцев, греков и испанцев. И это можно понять – огромные долговые проблемы, которые сейчас испытывают их государства, не стимулируют к покупкам.
Россия по итогам года вошла в первую десятку оптимистов Европы с показателем 88 пунктов в четвертом квартале. Это на 2 больше, чем в начале года, и на 2 меньше, чем в середине. Конец года показал, что готовность наших потребителей тратить существенно снизилась, а вот желание копить на «черный день» выросло. Лишь 31% опрошенных полагают, что уже настало удачное время для расходования свободных средств на приобретение товаров и услуг. В третьем квартале так думали 41%. Снизилось и число потребителей, готовых покупать товары не первой необходимости. При этом 42% респондентов заявили, что планируют делать сбережения.
Кстати, представленный вчера доклад по оптовой торговле Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний показал, что в конце года наметилось замедление темпов роста. Хотя те, кто торгует товарами повседневного спроса (продуктами питания, парфюмерией и косметикой, а также фармацевтическими товарами), напротив, отмечали рост потребления. Но это, что называется, по первой необходимости. В отношении же крупных покупок, как показал недавний опрос «Левада-Центра», россияне по-прежнему весьма консервативны.
Руководитель отдела изучения уровня жизни «Левада-Центра» Марина Красильникова рассказала «НИ», что и международные, и отечественные исследования потребительских настроений отражают субъективные оценки уровня благоприятности текущей экономической ситуации и ожиданий на ближайшие месяцы. Особенностью прошлого года стало то, что текущая ситуация представлялась людям лучше, а вот вера в будущее никак не крепла. «По данным нашего исследования, сводный индекс потребительских настроений в декабре 2010 года к декабрю 2009-го вырос на 5%. Но при этом оценка текущей ситуации улучшилась на 11%, а оценка ожиданий – всего на 1%, – пояснила эксперт. – А именно второй компонент является наилучшим предсказателем того, как поведет себя потребитель через месяц-два. Поэтому мы ожидаем, что в январе произойдет довольно существенное снижение потребительских настроений».
По словам г-жи Красильниковой, снижение могло произойти еще в декабре, но конец года всегда отмечается всплеском потребительских настроений, связанным с новогодними праздниками. Однако в этот раз всплеск был очень слабым. Что же касается 2011 года, то сомнения россиян относительно лучшего будущего сыграют с ним злую шутку. «Даже если доходы населения будут увеличиваться, товарооборот будет расти медленно. Прежде всего, это коснется тех товаров, покупку которых можно безболезненно отложить, например, бытовой техники», – отметила г-жа Красильникова.