Posted 18 января 2011, 21:00
Published 18 января 2011, 21:00
Modified 8 марта, 06:27
Updated 8 марта, 06:27
Тема роста оплаты услуг ЖКХ неоднократно поднималась руководством страны в 2010 году. В октябре глава государства утвердил перечень поручений в этой сфере. В частности, было предложено к июню 2011 года разработать механизмы привлечения к ответственности за плохое исполнение своих обязательств управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и прочих организаций. К делу подключили даже Генпрокуратуру.
«Результаты проведенной с участием всех прокуроров субъектов РФ проверки свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии законности в области регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги», – говорится в ее вчерашнем сообщении. Прокуроры пришли к выводу: нарушения совершаются на стадии как установления тарифов, так и их применения организациями ЖКХ. Ряд региональных органов регулирования устанавливают «незаконные, экономически необоснованные тарифы» и включают в них неоправданные расходы.
Управляющие компании тоже не сидят, сложа руки. «Продолжают завышать правомерно установленные тарифы», – сообщает Генпрокуратура. Нередко встречаются и факты нецелевого использования денег, собранных с граждан в счет оплаты услуг ЖКХ, и незаконного расходования управляющими организациями средств, собираемых гражданами на содержание, текущий и капитальный ремонт жилья. Такие факты вскрыты, в частности, в Москве. «Уголовные дела по фактам хищения и нецелевого расходования средств, полученных за предоставленные ресурсы, возбуждены в Астраханской, Липецкой, Свердловской, Тюменской областях и других регионах», – сказано в сообщении. Всего в 2010 году в сфере ЖКХ выявлено более 94 тыс. нарушений закона, предъявлено около 21 тыс. исков в суды, к административной ответственности привлечено свыше 5 тыс. лиц, а правоохранительными органами по инициативе прокуроров возбуждено более 140 уголовных дел.
Елена Николаева, председатель комиссии Общественной палаты по социальным вопросам, рассказала «НИ», что проблема тарифов ЖКХ за последний год всколыхнула все общество: специально выделенная «горячая линия» (телефон 8 800 700 8 800), открытая в конце ноября, только за первый месяц приняла несколько десятков тысяч звонков со всех уголков страны. Основные претензии граждан – ни у кого (даже у профильных организаций) нет понимания, из чего складываются тарифы и как рассчитывается себестоимость этих составляющих. Очень многие констатируют регулярное необоснованное завышение тарифов управляющими организациями непосредственно в платежных документах. С другой стороны, поставщики услуг сетуют на недополучение от УК денег, которые перечисляют граждане. Возмущает людей и низкое качество услуг при постоянном повышении их стоимости: в квартирах зимой холодно, идет повсеместное отключение электричества и горячей воды.
Но корень зла эксперты видят все-таки в самих управляющих компаниях. «С тех пор как они стали посредниками между потребителями и поставщиками услуг, все чаще отмечаются многопроцентные завышения тарифов и гигантские недополучения поставщиками средств. Другими словами, одни платят все больше, а другие получают все меньше. Разница оседает на счетах УК, – отмечает Елена Николаева. – Вместе с тем на платежи телефонной или электросети нареканий практически нет, потому что потребитель платит им напрямую».
По данным Минрегионразвития, только за 1-е полугодие 2010 года собираемость платежей упала до 82%. Одновременно с этим резко снизились и доходы предприятий-поставщиков ЖКУ. За 2009 год они получили от потребителей 50 млрд. руб. при годовом обороте отрасли 2,7 трлн. «Я лично передала в Генпрокуратуру многочисленные материалы о лже-управляющих компаниях, и последний ее отчет говорит о том, что наши опасения оправдались, – заявила НИ г-жа Николаева. – Но кроме компаний-фантомов есть и просто нечистые на руку руководители УК, которые покупают себе дорогие машины вместо того, чтобы делать текущий ремонт жилья, или просто крадут деньги. Нас потрясла история в Сергиевом Посаде, где небольшая УК задолжала водоканалу и теплосети более 300 млн. рублей. Генпрокуратура должна разобраться, где эти деньги».
По мнению экспертов, отсутствие четкого законодательного регулирования взаимоотношений между тремя заинтересованными сторонами в процессе поставки коммунального ресурса (жители – управляющая компания – ресурсоснабжающая организация) порождает различные трактовки закона в части юридической квалификации этих правоотношений. УК считают «своими» денежные средства населения и соответствующим образом ими распоряжаются. Нужно безотлагательно наладить жесткий контроль за деятельностью УК и законодательно запретить им «расщеплять» платежи населения, иначе под угрозу ставится жизнеобеспечение жилых объектов всей страны.