Большая распродажа

29 декабря 2010, 00:00
Предновогодние дни – вершина потребительского бума. Все закупают продукты для праздничного стола, подарки и просто то, что не успели приобрести в уходящем году. По статистике, именно в это время население тратит больше всего денег, причем это касается всех стран, не только нашей.

Однако у России есть свои особенности. Если на Западе предпраздничные дни – время самых выгодных распродаж, то у нас, по оценкам экспертов, скидки не столь велики и многочисленны, как это может показаться, глядя на мельтешение зазывной рекламы. Магазины исходят из того, что перед праздником все раскупят и так, а вот сразу после Нового года многое действительно может стать дешевле.

Согласно социологическим опросам, на прошлый Новый год 41% наших сограждан только на подарки израсходовали от 1,5 до 5 тыс. руб., 17% потратили от 5 до 10 тыс. руб. Средний праздничный стол обошелся в 2,5 тыс. руб. Предварительные оценки этого года говорят о том, что в этот раз расклад будет примерно таким же. Стоит отметить, что покупки делают, не только чтобы порадовать других, но и побаловать себя. Многим хочется сделать какое-то приобретение именно до наступления Нового года, чему способствует царящий вокруг ажиотаж, к тому же подогреваемый с помощью различных акций и скидок. Хотя наш дисконт, в сравнении, например, с американским, выглядят весьма скромно. В США одежду, бытовую технику и множество других товаров можно приобрести со скидкой 80–90%. У нас если скидка и есть, то порядка 20–50%, причем нередко на неходовые товары.

У продавцов одежды и обуви четкого периода скидок нет: где-то уже встречается дисконт в 20–30%, где-то он появится лишь после праздников, когда ажиотаж резко спадет. В этом году ожидается повышенный спрос на бытовую технику, что не особенно способствует снижению цены. Скидки в магазинах бытовой техники есть, причем порой они доходят до 50%, но зачастую это сравнимо с регулярными акциями. Причем на самый популярный товар дисконт найти будет сложно. Например, по словам ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, скидки на мобильные телефоны появятся лишь в следующем году, где-нибудь с 11 или 15 января. «В декабре это все продается «на ура» и, как правило, по самым ходовым моделям наблюдается дефицит предложения. Так что снижать цены не имеет смысла», – сообщил он «НИ». Так что, по словам эксперта, если аппарат приобретается не в подарок, а для собственного пользования, лучше подождать до конца января – начала февраля.

Зато купить автомобиль сейчас действительно дешевле. Автодилеры, не желая входить в новый год со старыми запасами, активно стимулируют продажи, предлагая различные скидки или дополнительные опции в подарок. «В декабре покупать дешевле, поскольку появляются разнообразные скидки. Плюс нужно понимать, что автомобили следующего года будут стоить дороже, и на них скидок не будет», – сообщил «НИ» эксперт аналитического агентства «АВТОСТАТ» Азат Тимерханов. По его словам, размер скидки может составлять 10–20%.

Одной из важных статей расходов в праздники являются туристические поездки. Новогодние туры – вещь недешевая, но и здесь есть возможность для экономии. По словам президента Профессиональной туристской лиги Андрея Игнатьева, пик цен приходится на четыре дня – с 30 декабря по 2 января. «Гостиницы на эти дни поднимают цены, которые могут быть выше регулярных в два раза, да и само празднование Нового года стоит очень дорого, поскольку понятно, что все равно все будут в этом участвовать, – сообщил он «НИ». – После Нового года все цены возвращаются к нормальному уровню. Мало того, 5–7 января заканчиваются каникулы у западных туристов и они все уезжают. В этот период цены ниже регулярных примерно на 20%». По словам эксперта, российские туристы знают эту особенность и активно ею пользуются, отправляясь в тур где-то после 5–6-го числа. У нас ведь и выходные у родителей, и каникулы у детей еще продолжаются.

Получается, что многие покупки выгоднее делать после Нового года, чем до, хотя ежегодный опыт повышения тарифов с 1 января и следующий за ним скачок инфляции создают ощущение, что, наоборот, надо успеть купить все до наступления Нового года, иначе потом будет дороже.

Председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ с этим не согласен. «Я уверен, что многие вещи, которые сейчас покупают в качестве подарков, не будут стоить дороже, а, напротив, станут даже дешевле. Учитывая повышенный спрос перед Новым годом, продавцы сейчас выставляют максимальные цены, по которым они могут продавать свои товары, – заметил он «НИ». – Так не везде: например, в странах Евросоюза средняя стоимость товаров на распродажах составляла всего 10% от номинальной стоимости. И в Европе, и в Америке в это время идут массовые распродажи, когда продавцы избавляются от залежавшегося товара и продают его подчас ниже себестоимости. У нас, к сожалению, я таких распродаж не вижу».

По словам эксперта, повышенный спрос в декабре у нас будет в любом случае, поскольку это традиция праздника. «И очень жаль, что распродажи, которые проводятся на Западе, не доходят до нашей страны. У нас бы эти товары покупали с удовольствием. Хотя даже если бы кто-то завозил их сюда, думаю, наши торговцы выставили бы цены значительно выше, чем там, – посетовал г-н Шелищ. – Ведь цена определяется балансом спроса и предложения, а предложения у нас как раз и не хватает». Эксперт полагает, что, если речь не идет о подарке, спешить с покупкой не стоит. «Сейчас становится очевидным, что будут расти цены на продовольствие, это значит, что на покупку товаров длительного пользования денег у населения будет оставаться меньше, значит, цены на эти товары расти не должны», – уверен он.

Ну а тем, кто стремится экономить везде и на всем, стоит вспомнить, что с 1 января во всех городах нашей страны традиционно дорожает проезд в общественном транспорте. Например, в Москве стоимость проезда на автобусе и троллейбусе вырастет на 1 руб., а на метро – на 2. Соответственно подорожают и проездные билеты, которые выгоднее купить по старой цене. А любителям делать запасы полезных вещей на будущее, напомним, что только до 1 января в магазинах можно будет купить 100-ваттные лампы накаливания, которые со следующего года выводятся из оборота. Кстати, минимальная розничная цена водки в следующем году тоже поднимется с 89 до 98 руб. за пол-литра.

Во Франции настоящие распродажиеще впереди

Сумасшествие предпраздничных покупок в столице Франции в самом разгаре на этой неделе, однако официальное открытие зимних распродаж назначено лишь на 8 утра 12 января. Скидки от 50% и выше традиционно собирают толпы французов и специально приезжающих на шопинг туристов. В прошлом году 12 января чуть ли не каждый третий француз опоздал на работу из-за утренних выгодных покупок. В некоторые бутики очередь выстраивалась уже в 6 утра. В так называемых «гранд- магазинах» (парижских ГУМах) в первый распродажный час исчезают все популярные размеры одежды и обуви.
За неделю до начала скидок мэрия Парижа бесплатно раздает буклеты и красивые бумажные сумки с логотипом распродаж, специально подготовленные для шопинга. И это неудивительно: во Франции существуют специальные шопинг-маршруты: для экстравагантных модников, буржуа и тех, кто попроще.
При этом на предрождественской неделе, когда покупки не так выгодны, но необходимы, наблюдаются не распродажи, а суперпродажи. Среди самых ходовых товаров – устрицы, фуа-гра, индейка и трюфели. Эти яства французы покупают на специальных рождественских рынках. Например, в воскресенье 19 декабря в Париже всего на один день открылась ярмарка трюфелей. Всего на один день, потому что все имеющиеся 22 кг ценных грибов были распроданы за 4 часа. Цена на них была от 800 до 1 тыс. евро за килограмм, что на треть ниже привычной стоимости. Дешевле в декабре и устрицы – истинно парижский деликатес, их можно приобрести сейчас почти на любом перекрестке. Скидки также уже появились на елки и елочные игрушки. Но, как правило, елки французы выбрасывают на следующий день после Рождества, таким образом, первого января во Франции все новогодние декорации мигом исчезают, и магазины начинают «украшаться» плакатами с цифрами и процентами для «праздника шопинга».
Мария СКРИПНИК, Париж


В Германии тоже «разводят» покупателей

Любимая немецкая поговорка о бережливости «Sparen, sparen und sparen» во время распродаж обретает свое материальное воплощение. Ведь каждый немецкий покупатель, приобретая товар со скидкой, непременно с чувством глубокого удовлетворения подсчитывает в уме, сколько же он сэкономил на покупке этой вещи. А если таких вещей несколько, то пропорционально сумме экономии увеличивается и счастье от выгодно потраченных денег. При этом подарить это чувство своим покупателям готовы все магазины без исключения. Причем проценты, обозначающие возможную скидку, действительно очень заманчивы и могут достигать 75, а то и 90%. Но перед этими впечатляющими цифрами, как правило, стоит предлог «Ab» (от), и это означает, что какая-то, может быть даже всего одна вещь, и правда уценена на 90%, а остальные – всего лишь на 5 или 10. Впрочем, потенциальный покупатель уже вошел в магазин, то есть, как это сейчас принято говорить, «повёлся».
Но бывает и более коварное лукавство, а именно: магазин на один день повышает стоимость товара, предположим, наполовину, а завтра возвращает цену в исходное состояние и с чистой совестью клеит на вещь ярлык о том, что размер скидки составляет 50%. И хотя, с одной стороны, это неправда, с другой – комар носу не подточит. И такие липовые уценки, к сожалению, явление очень распространенное.
В Германии, в отличие от США или Франции, практически не бывает штурмов магазинов, где будут проходить распродажи. Исключение составляют лишь те редчайшие случаи, когда известные дизайнеры, такие, к примеру, как Карл Лагерфельд, с целью привлечения еще большего внимания к своим моделям выставляют несколько своих работ на продажу по «смешным ценам». Тогда, заранее прознав о предстоящей рекламной акции, покупатели, точнее покупательницы, выстраиваются в очередь за престижной вещью задолго до открытия магазина.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен

#Экономика #Новости
Подпишитесь