Задача номер один

27 декабря 2010, 00:00
В своем послании Федеральному собранию РФ президент Дмитрий Медведев в качестве одной из главных задач государства назвал заботу о детях. Глава государства сообщил, в частности, о принятии в ближайшее время закона об уголовной ответственности за продажу алкоголя несовершеннолетним. Уже в декабре Госдума приняла в трех

По данным МВД РФ за 2009 год, в России было выявлено 27 тыс. случаев продажи алкоголя несовершеннолетним, и только за первое полугодие 2010 года на работников предприятий торговли и общественного питания за нарушение правил продажи алкогольной продукции несовершеннолетним наложено 14 тыс. 687 административных взысканий. Это официальные данные: те, кого удалось «поймать за руку». Чтобы изменить ситуацию, надо, прежде всего, понять, почему нарушение запрета на продажу пива и алкоголя несовершеннолетним носит массовый характер.

Причин несколько. Первая – равнодушие общества к случаям продажи алкоголя подросткам, отсутствие культуры потребления алкоголя, неотъемлемой частью которой является недопустимость употребления алкоголя и пива до 18 лет. Вторая – полная безответственность продавцов, которым все равно, кому продать, лишь бы продать. Незначительные штрафы несравнимы с получаемой выгодой и поэтому не являются значительным сдерживающим фактором. И третья – отсутствие контроля в целях исполнения законодательного запрета на продажу алкоголя и пива несовершеннолетним. Причем контроля со стороны не только ответственных структур, но и гражданского общества.

Решение проблемы может быть только комплексным – это и усиление ответственности за продажу алкоголя несовершеннолетним, и формирование культуры потребления, и воспитательная работа в семье и школе – словом, работа как среди продавцов, так и среди родителей и самих подростков.

Летом этого года МВД России инициировало проведение информационной кампании, целью которой были профилактика правонарушений в сфере торговли в случаях, когда покупателями выступают несовершеннолетние, и формирование в обществе нетерпимости к фактам продажи пива и алкоголя подросткам. Партнером кампании выступил Союз российских пивоваров, который уже пять лет ведет активную и последовательную работу, направленную на борьбу с продажей пива и крепкого алкоголя несовершеннолетним. Помощь в реализации проекта оказал фонд «Социальные проекты и программы». На улицах Москвы были размещены более двух тыс. тематических плакатов с призывами не продавать подросткам пиво, а в местах продаж – плакаты «Сомневаешься – проверь!» с призывом внимательнее контролировать возраст молодых покупателей. Разместил плакаты оператор наружной рекламы News Outdoor.

В решении этой социальной проблемы государство и бизнес выступили вместе впервые. По итогам информационной программы МВД РФ были проведены социологические опросы. Результаты исследований ВЦИОМ показали, что более половины опрошенных жителей Москвы и Подмосковья стали более внимательны к проблеме продажи пива несовершеннолетним и постараются не допустить продажу пива, сделав соответствующее внушение продавцу. 80% респондентов уверены в необходимости проведения таких информационных кампаний и в дальнейшем. МВД России продолжит развивать и реализовывать социальный проект по предотвращению продажи алкоголя несовершеннолетним. Союз российских пивоваров поддерживает эту инициативу. Будем надеяться, что не только российские пивовары, но и представители других организаций и бизнес-сообществ поддержат этот социальный проект.

Социальная программа, инициированная МВД России и направленная на предотвращение продажи пива и алкоголя несовершеннолетним, стала продолжением инициатив, прежде всего, президента и правительства РФ. Но хочется напомнить, что за усиление контроля над продажами алкоголесодержащей продукции подросткам одними из первых выступили пивоваренный бизнес и общество. На протяжении многих лет проводились акции, рейды по проверке торговых точек, выявлялись недобросовестные продавцы и т.д.

Начало работы государства в направлении снижения уровня потребления алкоголя в России год назад объявил президент Дмитрий Медведев, в частности, поручив правительству подготовить поправки в УК и КоАП, ужесточающие ответственность за продажу спиртного несовершеннолетним. Законопроект поддержало и МВД России.

30 ноября в своем послании Федеральному собранию РФ Дмитрий Медведев заявил, что закон об уголовной ответственности за продажу алкоголя несовершеннолетним будет принят в ближайшее время. «Те, кто продает алкогольную продукцию несовершеннолетним, должны помнить, что за этим последуют санкции, вплоть до уголовной ответственности», – сказал Медведев. По словам главы государства, формирование ценностей здорового образа жизни – стратегический приоритет политики в сфере детства. В Послании Дмитрий Медведев определил одну из главных задач государства. Это забота о детях. «Нам не должно быть стыдно за то, какую страну мы передадим нашим детям и внукам, но не менее важно, в каких руках будет находиться судьба России. 26 миллионов детей и подростков, живущих в нашей стране, должны полноценно развиваться, быть здоровыми и счастливыми, стать ее достойными гражданами. Эта задача номер один для всех нас», – подчеркнул он.

В конце ноября Госдума рассмотрела законопроект «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», который дает продавцам и кассирам право проверять возраст покупателей алкогольной продукции, и приняла его в первом чтении. И уже в декабре Дума приняла в трех чтениях закон, позволяющий продавцу алкогольной продукции требовать паспорт у покупателя. Правом потребовать у покупателя документ, удостоверяющий личность, с фотографией и датой рождения, продавцы наделены во многих странах мира.

Российские пивовары считают, что ужесточение наказания за продажу спиртного несовершеннолетним и законодательное расширение прав продавцов дадут новый импульс реализации Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года. Действенность таких мер подтверждает международный опыт.

Иного пути решения столь серьезной проблемы просто нет. Законодательные запреты необходимы, как и жесткий контроль над их исполнением. С этим согласны все. Но мы не должны забывать, что без информационной поддержки или в хорошем смысле этого слова – пропаганды, без осознания обществом своей ответственности за продажу алкоголя подростку любые меры будут неэффективны.

Результаты социологического опроса ВЦИОМ (август–сентябрь 2010года) свидетельствуют: подавляющее большинство россиян (90%) считает необходимым напоминать о том, что продажа пива несовершеннолетним – нарушение закона, причем большая часть из них (64%) полагает, что это следует делать обязательно.

#Общество #Новости
Подпишитесь