Напомним, что самолет президента Польши Леха Качиньского, летевшего на официальные мероприятия, посвященные очередной годовщине расстрела польских офицеров в Катыни, разбился 10 апреля этого года на подлете к аэродрому Северный под Смоленском. Погибли все 96 пассажиров, включая главу государства. Отчет о расследовании, которое заняло около полугода, был передан полторы недели назад польской стороне. Но ни сам отчет, ни письменные возражения польской стороны, занявшие 148 страниц, пока не опубликованы. Однако, как явствует из заявления Дональда Туска, поляков не устроила часть выводов, сделанных российскими специалистами.
С главным выводом поляки согласны: трагедия произошла по вине пилота, который, возможно, под давлением высокопоставленных пассажиров принял решение идти на посадку на аэродроме Северный и допустил ошибку. Но польская сторона считает, что в трагедии также виновата диспетчерская служба аэропорта. По мнению поляков, которое изложил Туск, диспетчеры должны были запретить посадку на Северном, так как метеоусловия были неблагоприятными: стоял сильный туман. Кроме того, диспетчер допустил неточность во время корректировки действий экипажа, и это стало одной из причин аварии, хотя и не главной (во всяком случае, так считают в Варшаве). Все это, по мнению премьера Туска и других представителей польского правительства, не отражено в отчете МАК.
Напомним, что брат погибшего Ярослав Качиньский идет в своих выводах еще дальше, прямо обвиняя Москву в намерении скрыть обстоятельства трагедии 10 апреля. Во время прошедших этим летом в Польше президентских выборов Качиньский строил свою кампанию на обвинениях в адрес Дональда Туска, по его мнению, «недостаточно жестко давившего» на Россию. Правда, на избирателей такая тактика не произвела должного впечатления: кандидатура Качиньского провалилась. Тем не менее и после выборов он не оставил намерения «добиться правды» о смоленской трагедии. Сначала, как уже писали «НИ», его сторонники жаловались американцам, затем нашли «партнера по независимому расследованию» в лице лондонской юридической конторы.
Не исключено, что премьер-министр Туск, не приняв «русский отчет», попытался предупредить возможный скандал, которого старательно добивается его главный оппонент. Для Москвы же ситуация осложняется тем, что, как сообщает варшавская газета «Речь Посполита», польская прокуратура намерена начать отдельное расследование причин уничтожения обломков разбившегося самолета. В партийном штабе Качиньского, например, утверждают, что это было сделано умышленно, якобы для сокрытия каких-то «уличающих Россию» фактов.