Posted 14 декабря 2010, 21:00
Published 14 декабря 2010, 21:00
Modified 8 марта, 06:42
Updated 8 марта, 06:42
Скандал вокруг леса стал резонансным летом этого года, когда экологические организации всячески препятствовали вырубке деревьев. Протестовавшие экологи подвергались многочисленным задержаниям со стороны правоохранительных органов. Активисты настаивали на рассмотрении других вариантов прокладки магистрали – в обход леса. Правительственная комиссия вчера поддержала первоначальный вариант и увеличила компенсацию за экологический ущерб с трех до четырех млрд. рублей. Таким образом, вместо 100 га вырубленного леса будет посажено 500 га. Также вдоль участка дороги через лес будут установлены шумозащитные экраны. По данным ФГУ «Дороги России», была проведена оптимизация проекта, которая позволила уменьшить площадь вырубки с 144 га до 98 га.
Дмитрий Медведев выразил надежду, что компенсационные меры минимизируют экологический ущерб. Решение главы государства огласила его пресс-секретарь Наталья Тимакова. «Изначально на выбор трассы повлияла неконструктивная позиция прежних московских властей, так как ни один из альтернативных проектов не был реализован из-за бизнес-проектов структур, близких к правительству Москвы», – отметила она, добавив при этом, что строительство «вышло на ту стадию, когда остановить его было уже практически невозможно».
Лидер движения «В защиту Химкинского леса» Евгения Чирикова в свою очередь напомнила, что один иск защитников леса рассматривается в Европейском суде по правам человека и, возможно, этим процессом дело не ограничится. «Мы будем продолжать борьбу. Сейчас идет большая кампания против участия компании Vinci в проекте трассы», – сказала она «НИ».
Защитник Химкинского леса Ярослав Никитенко в беседе с «НИ» отметил, что «абсолютное большинство россиян против трассы через лес, да и сам лес стал символом сопротивления гражданского общества». Наличие компенсации за экологический ущерб защитников Химкинского леса нисколько не успокаивает, поскольку сам лес как экосистема будет уничтожен. «Заверения чиновников, что лес не будет застроен, – ложь, потому что в планах урбанизации Московской области Химкинский лес значится как зона застройки», – подчеркнул г-н Никитенко. Активист сообщил, что на общественном обсуждении 20 декабря в Общественной палате РФ будут оглашены результаты независимой экспертизы, которая велась под руководством зампредседателя Национальной экологической аудиторской палаты, заслуженного эколога России Тамары Злотниковой.
По словам г-жи Злотниковой, работа не закончена, но ее предварительные результаты были направлены главе государства. Его просили подождать окончательных выводов. По словам Тамары Злотниковой, эксперты обозначили 10 вариантов трассы, способных минимизировать ущерб. Один из них – «нулевой» – позволяет при расширении Ленинградского шоссе не затрагивать леса и дома. «Снос домов – самый болезненный и экономически обусловленный аргумент наших противников, – сказала «НИ» Тамара Злотникова. – Вариант дороги проходит исключительно по промышленным зонам, предусматривает эстакады. Ни о каком сносе 50 домов речи не идет. Это очередная профанация. Профанация и то, что спасать нечего, все и так уже вырублено. Вырублено меньше пятой части леса. Есть за что бороться».
Независимую экспертизу проводили специалисты самого разного профиля – технических, юридических, биологических наук. Помимо экологов в работе принимали участие доктора МГУ и научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. «Ни копейки люди за это не получают, работа ведется на общественных началах», – заверила г-жа Злотникова. По ее словам, к такой ситуации с Химкинским лесом привел тот факт, что три «экологических» кодекса – Лесной, Водный и Земельный – разработал Минэкономразвития. «Рыночный подход преобладал над интересами охраны природы», – отметила она.