Закрытие завода спровоцировало антиузбекские настроения среди каракалпаков. Недовольство было вызвано тем, что оборудование завода было решено продать в соседнюю с Каракалпакией Хорезмскую область Узбекистана. По городу уже несколько дней ходят слухи о том, что «узбеки скоро расхитят все в Каракалпакии, а местных жителей оставят без работы». Каракалпаки и по культуре, и по языку гораздо ближе к казахам, чем к узбекам, и разговоры о присоединении к Казахстану циркулируют в республике давно. Однако чимбайские события могут резко усилить сепаратистские тенденции в республике.
Узбекистан – одно из беднейших государств СНГ. Но нищета в Каракалпакии чудовищна даже по узбекским меркам. Раньше большинство ее жителей занимались садоводством и рыболовством, но после экологической катастрофы (обмеления Аральского моря) почти все они остались без работы. В регионе была целая сеть рыбных озер, вокруг которых простирались плодородные оазисы. Теперь их «поглотила» соленая пустыня. Сегодня единственным доходом большинства местных жителей являются пенсии стариков в размере нескольких десятков долларов США.
Нищета – не единственная проблема Каракалпакии. На дне высохшего моря (Аралкума, как окрестили его местные жители) накоплены миллиарды тон ядовитых солей, попавших сюда за десятилетия вместе с той водой, которая сбрасывалась в реки с полей. Как жаловались корреспонденту «Новых Известий» жители республики, младенцы здесь порой отказываются от материнского молока. Количество солей в нем в 3–4 раза превышает допустимые нормы. Настоящим бичом для республики стал туберкулез, больных которым можно встретить во многих местных семьях.
«Чимбайские события не стоит сравнивать с волнениями в Андижане в 2005 году. Инцидент в Каракалпакии гораздо менее масштабен. Однако волнения в столь проблемном регионе – достаточно тревожный симптом. Не исключено, что события в Чимбае лишь первые проявления широкомасштабного кризиса в Каракалпакии» – так прокомментировал сложившуюся ситуацию «НИ» директор информационно-аналитического портала Фергана.Ру Даниил Кислов.