Специалисты управ районов города проверят и пересчитают кабинки общественных туалетов. Там, где в них нет необходимости, уборные снесут. Если переносной туалет был демонтирован без особой на то необходимости, его вернут обратно. Такое распоряжение было отдано «задним числом», уже после того, как в центре Москвы снесли десятки «синих кабинок», поскольку те якобы мешали горожанам. Владельцы туалетов понесли серьезные убытки: демонтаж трехсекционного модуля стоит семь тыс. рублей, а новые кабинки обойдутся в 250 тысяч. И это не считая времени, затраченного на получение нового разрешения. «Если убирают газетный киоск, то с санитарной точки зрения это не так страшно, как ликвидация общественного туалета, – рассказал «НИ» гендиректор Российского туалетного объединения Владимир Моксунов. – Через два месяца будет готов типовой проект размещения киосков в Москве, но туалетчиков к его разработке не привлекают. Мы готовим свое обращение к Сергею Собянину с просьбой учесть нас».
Отсутствие единой централизованной системы фактически развязывает руки разного рода нелегалам. Так, год назад у станций метро «Чистые пруды» и «Арбатская», а также на Манежной площади появились туалеты-обманки. Несмотря на то, что на них красовалась надпись «Услуга предоставляется бесплатно», деньги за посещение требовали со всех, кроме инвалидов. Только на территории ЦАО за прошлый год было обнаружено почти 300 нелегально установленных и не зарегистрированных кабинок. По словам участников «туалетного» бизнеса, из 10 тыс. операторов кабин только 15 компаний работают легально. Остальные завлекают посетителей низкими ценами (налоги-то платить не надо), но обеспечить достаточный уровень безопасности не могут. «Уличных кабинок полно на каждом углу, но их качество нельзя назвать удовлетворительным», – говорит г-н Моксунов.
В отличие от «синих кабинок» стационарные туалеты никто сносить не собирается, напротив, сеть будут развивать. Правда, темп нельзя назвать быстрым – в 2011 году на многомиллионный город будет построен только один «капитальный» ватерклозет. При этом на строительство и реконструкцию уборных планируется выделить 187,7 млн. рублей. Несоответствие средств и результата чиновники объясняют высокими ценами: в зависимости от площади и расположения подземных коммуникаций стоимость строительства туалета может доходить до 20–30 млн. рублей. Проблема не только в нехватке средств, но и места. Депутаты Мосгордумы на одном из недавних «круглых столов» констатировали, что «капитальные» туалеты распределены неравномерно, а в ряде округов и вовсе отсутствуют. За последние годы многие общественные туалеты в центре города были выкуплены и перепрофилированы под ломбарды и торговые точки: например, в Столешниковом переулке, на Кузнецком Мосту, Неглинной улице, Пушкинской площади и Тверском бульваре. А вместо туалета на Рождественском бульваре уже много лет красуется недостроенный ресторан, получивший в народе меткое прозвище «Навозный жук». Интересно, что на незаконность стройки чиновники обратили внимание только в январе 2009 года, когда здание было почти готово.
Оставшиеся стационарные туалеты еле-еле могут принять всех желающих. Например, как показывает лазерный счетчик, установленный в туалете в Александровском саду, за сутки туда заходят восемь тыс. человек. Неудивительно, что воздух там пахнет отнюдь не розами, да и само помещение выглядит обшарпанно. Нарекания горожан вызывает неудобный режим работы таких заведений: круглосуточно открытых туалетов в Москве насчитывается меньше десятка. Также москвичи жалуются, что общественные туалеты мало приспособлены под нужды инвалидов и семей с детьми: удобные пандусы, перила и пеленальные столики есть далеко не во всех помещениях. Но даже этот скромный интерьер могут увидеть немногие горожане. Обилие пестрой рекламы мешает разглядеть указатели к туалетам, а разработка специальной карты метро с метками WC еще только в планах.
Раз на московских улицах туалеты строить негде, их можно запихнуть под землю, решили предприниматели и подготовили соответствующее обращение к правительству Москвы. Документ предусматривает организацию сети кабинок без запаха в столичном метро. Туалеты планируется делать для женщин и мужчин, в каждой кабинке будет установлен автомат по продаже туалетной бумаги, а в дамских отделениях – еще и предметов гигиены. Еще весной генеральный директор ГУ ДЗ «Сантехработ» Сергей Федосов говорил, что организация уборных в метро возможна, но только на новых станциях. «При заинтересованности со стороны метрополитена и выделении необходимых средств строительство и эксплуатация туалетов на станциях московского метро не составит большого труда», – заявил он на одной из пресс-конференций. Однако начальник метрополитена Дмитрий Гаев настроен категорически против этой инициативы. Построить достаточное количество комфортных и безопасных туалетов, чтобы они не превратились в излюбленное место для ночевки бомжей, просто невозможно, полагают в организации. Сейчас подземные туалеты доступны только для сотрудников метро. Впрочем, как выяснили корреспонденты «НИ», туда могут попасть и простые пассажиры, хоть и с большим трудом.
Логично, что в таких условиях москвичи выбирают отапливаемую, чистую и допоздна работающую альтернативу: туалеты на предприятиях общественного питания и вторговых центрах. По распоряжению столичной мэрии, изданному в 2005 году, объекты, расположенные в туристско-рекреационной зоне «Золотое кольцо Москвы», должны обеспечить всем желающим доступ к туалетам, даже если посетители не собираются ничего покупать или заказывать. Однако, как выяснили корреспонденты «НИ», большинство кафе если и пускают в туалеты, то делают это из жалости, а не по приказу. Аналогичная ситуация в книжных магазинах. А вот в банках, к примеру, такой благодати не предусмотрено.
В туалеты большинства московских вокзалов бесплатно пускают только людей с действительным проездным билетом и льготников. Остальные платят стандартную таксу – 20 рублей. Но, несмотря на это, отхожие места можно легко найти по запаху. По данным столичного управления Роспотребнадзора, большинство жалоб в отношении вокзального пассажирского комплекса и подвижного состава относятся как раз к антисанитарному состоянию туалетов. В торговых центрах, расположенных возле вокзалов или на главных площадях города, за дверь с заветными буквами «М» и «Ж» также пускают за деньги. «Торговый комплекс по санитарным и техническим нормам должен иметь туалеты, но порядок их эксплуатации и функционирования определяется исключительно собственниками организации, – пояснил «НИ» юрист Андрей Кавин. – Если уж с посетителя берут плату за вход, то ему обязаны выдать кассовый чек».
В столице необходимо обустроить еще несколько сотен дополнительных туалетных кабинок – чтобы на каждую тысячу жителей приходилось по одному туалету. Сейчас в Москве одна уборная приходится на семь тысяч жителей, не считая туристов. Бизнесмены говорят, что латать оплошности, допущенные в «туалетной миссии» городской администрацией, они не обязаны. «Вместо того чтобы строить новые уборные, городские власти перекладывают это решение на предпринимателей, что вообще-то нормально, но только если это временное решение, – пояснил «НИ» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. – В Москве этот период откровенно затянулся. Раз идет такая дополнительная нагрузка на бизнесменов, тогда и органы власти должны открыть двери туалетов для всех желающих».
Заходя в туалет, можно попасть в магазин или казино
|
За рубежом в туалет можно ходить как на выставку
|