О ШТРАФАХ ЗА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО «Представляется, что в ряде случаев экономические меры в виде штрафов могут быть более продуктивными. Поэтому коммерческий подкуп, дача и получение взятки могут наказываться штрафами в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки. Вокруг судов и других государственных органов – все это отлично знают – вьется множество проходимцев, заверяющих, что они знают, как решить любое дело, кому и сколько для этого занести. Я считаю, что посредничество во взяточничестве, так же как и кратный размер штрафа, необходимо ввести в уголовный закон».
ОБ ИНФЛЯЦИИ «Мы смогли стабилизировать экономику после значительного спада. В этом году экономический рост составит около 4%. Несмотря на повышение цен на продовольствие, а оно, к сожалению, произошло во всем мире, мы не допустили скачка инфляции. Задача на трехлетнюю перспективу – снизить ее до 4–5% в год».
О ФИНАНСИРОВАНИИ МОДЕРНИЗАЦИИ «Поручаю правительству не менее половины экономии запланированных расходов, а также часть дополнительных доходов федерального бюджета направлять на поддержку приоритетов модернизации. Ресурсы, которые у нас есть, надо использовать не для латания дыр, а в целях модернизации экономики, для создания новых конкурентоспособных товаров и услуг, миллионов новых рабочих мест, формирования спроса на инновации, развитие малого и среднего бизнеса, расширение профессиональных и социальных перспектив наших людей».
О СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА «Я принял решение для малого бизнеса, работающего в производственной и социальной сферах, предусмотреть двухлетний переходный период с установлением более низкой ставки взносов на уровне 26%».
О ГОСЗАКУПКАХ «Пора начинать работу над новой редакцией закона о госзакупках, более продуманной и более современной. По самым скромным оценкам, нецелевые расходы, включая и прямое воровство, и «откаты», составляют не менее 1 трлн. руб. Ситуация действительно уже вышла за грань разумного».
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ ГОСУДАРСТВА С НКО «Поручаю правительству проработать нормативно-правовую базу участия НКО в системе государственных социальных услуг, а также расширить систему конкурсного механизма их финансирования. НКО должны активнее подключаться, они лучше знают ситуацию на местах, чем органы власти. Федеральным ведомствам надо разработать четкую систему отбора НКО, выделить хорошо зарекомендовавшие себя организации, которые пользуются настоящим доверием у населения, работают не первый год».
О ЗАКУПКЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ «На ближайшие три года нужно определить прогнозные планы закупки новейшего оборудования, лекарственных средств, иной высокотехнологичной продукции со стороны государства и крупных госкомпаний. А в дальнейшем, по мере возможности, расширить горизонт прогнозирования на 5–7 лет. В этом случае и инвесторы, и исследователи будут точно знать, что результаты их труда востребованы».
О РАСХОДАХ НА АРМИЮ «Сегодня перед нами стоит фундаментальная задача создания новой высокотехнологичной мобильной армии – мы идем на то, чтобы потратить на эти цели более 20 трлн. руб. Такие вложения вдвойне эффективны, если в итоге дадут технологии двойного назначения, помогут модернизировать производство и развивать фундаментальные прикладные исследования и университетскую науку. Поэтому мы создаем специальную структуру, которая будет заниматься поиском и разработкой прорывных технологий для «оборонки».
ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ТРАГЕДИЮ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ «За последнее время в России произошел ряд трагических событий. Их причинами являются в том числе и расхлябанность в деятельности правоохранительных и других властных органов, зачастую их прямое сращивание с криминалом. По одному из таких эпизодов я принял решение освободить от должности начальника ГУВД Краснодарского края, а Генеральной прокуратуре, ФСБ, СКП внести предложения об ответственности тех лиц, которые работали на соответствующих участках деятельности и которые обеспечивали правопорядок».
О ПРИВАТИЗАЦИИ НЕПРОФИЛЬНЫХ АКТИВОВ В РЕГИОНАХ «Нужно избавиться от имущества, не имеющего прямого отношения к непосредственным обязанностям. Органы власти не должны быть владельцами заводов, газет, пароходов – каждый должен заниматься своим делом. Это только кажется, что имущество не бывает лишним – на самом деле управление избыточной собственностью требует много времени, сил, а зачастую немалых средств. Но что хуже всего – нередко становится источником коррупции».
О НАКАЗАНИИ ЗА НЕТЯЖКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ «По целому ряду составов преступлений будут исключены нижние пределы санкций, более широко применять такие виды наказаний, как штрафы, принудительные работы. Главное – чтобы суды не воспринимали верхний предел как единственный ориентир для назначения наказаний».
О ДОХОДАХ БЮДЖЕТОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ «Правительству следует подготовить предложения по изменению сложившейся пропорции по распределению доходов между бюджетами разных уровней. В результате таких мер должна повыситься роль регионов и муниципалитетов в решении ключевых социально-экономических задач. Основную ответственность за судьбу региона несет губернатор, успешность его работы будет оцениваться и по тому, сколько инвестиций удалось привлечь, сколько создано новых рабочих мест, особенно в несырьевом производстве, с этим должны быть связаны кадровые решения».
О ПОДДЕРЖКЕ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ «Для семей с тремя и более несовершеннолетними детьми надо ввести дополнительные налоговые преференции. В частности, увеличить размер налогового вычета до 3 тыс. руб. в месяц на каждого ребенка, начиная с третьего. Поручаю правительству совместно с регионами проработать порядок предоставления бесплатных земельных участков под строительство жилого дома или дачи при рождении третьего и последующего ребенка. Считаю, что для многодетных семей должен быть создан режим наибольшего благоприятствования. Предлагаю всем субъектам подумать и о региональном материнском капитале».
О РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ «Не менее 25% средств, совокупно выделяемых на модернизацию здравоохранения, должны пойти на развитие детской медицины. Это большая сумма, практически она может измеряться до 100 млрд. руб. за два года».
О НАЛОГАХ НА СРЕДСТВАОТ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ «Средства, получаемые на поддержку детей от благотворительных организаций, должны быть полностью исключены из налогооблагаемого дохода».