Posted 31 октября 2010, 21:00

Published 31 октября 2010, 21:00

Modified 8 марта, 06:42

Updated 8 марта, 06:42

В стране почтили память жертв политических репрессий

31 октября 2010, 21:00
В стране почтили память жертв политических репрессий

В субботу 30 октября в нашей стране в 20-й раз отмечался День памяти жертв политических репрессий. Во многих городах были организованы митинги и памятные акции. В обеих российских столицах они прошли у Соловецкого камня: в Москве – на Лубянской, а в Санкт-Петербурге – на Троицкой площади.

В Республике Коми по традиции в этот день жители выставляют в окнах своих квартир свечи – вечером множество огней зажигаются по всей республике в память о людях, замученных в лагерях во время репрессий. В Воронеже в субботу состоялась уникальная пока что акция: перезахоронение останков 234 человек, расстрелянных в тюрьмах города в 1937–1939 годах. Это единственный случай в России, когда по инициативе правозащитного центра «Мемориал» и при поддержке местной церкви и администрации проводится эксгумация и идентификация тел убитых из расстрельных ям, в которые казненные скидывались группами по 40–50 человек. После перезахоронения можно будет поставить отдельные могильные памятники и плиты убитым, которые больше не будут лежать безымянными в общей могиле.

Центру «Мемориал» принадлежат многие инициативы по сохранению памяти жертв политических репрессий, им также ведется огромная исследовательская работа. Именно он является организатором акции «Возвращение имен», которая прошла на Лубянке 29 октября, в канун Дня памяти жертв политических репрессий. В рамках акции около Соловецкого камня с 10.00 до 22.00 зачитывались имена москвичей – жертв сталинских репрессий. В течение 12 часов у микрофона сменяли друг друга люди и, передавая из рук в руки зажженные лампадки, зачитывали каждый по несколько имен. О каждом убитом сообщалось его имя, возраст, род занятий, дата расстрела. Многие были расстреляны здесь же – в застенках Лубянки. На «Возвращении имен» все стояли в одной общей очереди: жертвы репрессий, люди, потерявшие во времена террора родных и близких, политики, правозащитники, школьники – все, кто считает важным сохранить память об ужасах сталинского режима. Многие, нарушая алфавитный порядок, добавляли к общему списку отдельное имя, говоря: «Это мой дед», «Это мой отец».

По словам члена правления «Мемориала» Елены Жемкиной, на проведение акции ее организаторов вдохновили немецкие камни спотыкания. В Берлине и Кельне около домов жертв геноцида в брусчатку вкраплены стальные прямоугольники с выгравированным на них именем репрессированного и даже рассказом о его судьбе. «Также и в России хотелось создать акцию более личную, чем обычный митинг», – говорит Елена Жемкина.

Подпишитесь