Posted 31 октября 2010, 21:00
Published 31 октября 2010, 21:00
Modified 8 марта, 06:42
Updated 8 марта, 06:42
Решение Елены Дементьевой, с одной стороны, прогремело, конечно, как гром среди ясного неба. Но с другой... Автор этих строк вспоминает последнюю пресс-конференцию российской теннисистки на Открытом чемпионате Франции текущего года. Этот турнир Дементьева хотела выиграть больше всех остальных, но не смогла. В финале-2004 уступила соотечественнице Анастасии Мыскиной, а в нынешнем сезоне, когда казалось, что удобнее шанса завоевать желанный парижский титул и придумать трудно, не совладала в полуфинале с итальянкой Франческой Скьявоне и собственной травмой ноги. Так вот, заданный Дементьевой заключительный вопрос прозвучал так: «Верите ли вы, что у вас будет еще одна такая возможность стать чемпионкой «Ролан Гаррос»?» Елена после некоторой паузы сказала, «если честно, не знаю». Как будто действительно не знала, что она будет делать в Париже через год, будет ли она там вообще что-нибудь делать... Двусмысленность ее фразы, откровенно говоря, в тот момент прошла стороной – как очень часто пролетают мимо на первый взгляд незначительные детали, имеющие на самом деле большое значение.
Это сейчас хорошо знающие Дементьеву люди уже начинают делиться секретами – оказывается, решение завершить свою карьеру у теннисистки зрело не один месяц и, возможно, не один год. Что усталость от постоянной борьбы за место под солнцем, травм и чудовищного психологического напряжения начала доминировать над всеми остальными ощущениями, которые испытывают профессиональные спортсмены. Что мотивация у Дементьевой в теннисе на протяжении последних двух лет, по сути, оставалась только одна – выиграть все-таки этот злосчастный титул «Большого шлема». Чтобы избавиться от досадного неофициального статуса «возможно, лучшей в мире теннисистки среди тех, что в подобных чемпионатах не побеждали». Ради «Ролан Гаррос», Уимблдона, Австралии или US Open – хотя Париж, еще раз повторим, Елена любит больше всего – она терпела. Но в ходе сезона-2010 терпение это лопнуло. А видимая внезапность объявления Дементьевой о завершении карьеры на самом деле объясняется просто – она очень скромный человек. И наверняка не хотела, чтобы на каждом турнире ей устраивали торжественные проводы и вручали подарки. Тем более все эти вещи, как показал пример многих других помпезно уходивших игроков, не дают насладиться последними мгновениями того, что принесло тебе славу, уважение и состояние – то есть тенниса.
Главный итог карьеры Дементьевой состоит в следующем: ее, то бишь карьеру, ни в коей мере нельзя считать неполноценной или несостоявшейся. Да, Елене не удалось побыть хотя бы одну недельку первой ракеткой мира или стать чемпионкой турнира «Большого шлема». Две попытки в финалах – вышеупомянутая на «Ролан Гаррос»-2004 и US Open того же года – оказались неудачными. А наивысший ее рейтинг WTA – третий в мире. Но у Дементьевой есть то, чего нет у подавляющего большинства других теннисисток и теннисистов, а именно звание олимпийской чемпионки. Более того, на Олимпиадах она брала медали дважды – в 2000 году в Сиднее «серебро» и в 2008-м в Пекине «золото». Что ярко демонстрирует, какой Елена на самом деле патриот своей страны. Это Дементьева доказала и многочисленными успешными выступлениями в Кубке Федерации, где ей не раз приходилось спасать сборную в критических ситуациях. И ее за это в России будут помнить.
Впрочем, стоит ли ставить Дементьевой памятник? Ведь ей еще только 29 лет, и в принципе нельзя на 100% исключать ее возвращения в профессиональный теннис. Возвращались же в последние годы и Мартина Хингис, и Ким Клийстерс, и Жюстин Энен... Многое зависит от того, как будут складываться личные дела Дементьевой с ее многолетним спутником жизни, хоккеистом Максимом Афиногеновым. В любом случае – счастья вам, Елена! И огромное спасибо за ваши победы!