Евгений Александрович писал антологию с тем расчетом, чтобы книга охватила всю историю русской поэзии, рассказала читателям о судьбах поэтов, открыла забытые имена и, конечно, собрала воедино интереснейшие образцы отечественной литературы. Предполагалось, что пятитомная антология разойдется тиражом по 5 тыс. экземпляров и будет рекомендована образовательным учреждениям, университетским библиотекам и так далее. Однако, как утверждает поэт, речь пока идет только лишь о первом томе (русская поэзия от истоков до XVIII века), на издание которого выделено мизерное финансирование. «По сегодняшнему раскладу, антология может выйти тиражом не более двух тысяч экземпляров, – сообщил г-н Евтушенко со страниц «НИ». – Это значило бы, что издание, рассчитанное на самый широкий круг читателей, неизбежно превратится в элитарный раритет, недоступный ни школьникам, ни студентам, ни преподавателям». Выступление Евтушенко поддержали деятели культуры (см. «НИ» от 22 октября). Свой ответ прислали в редакцию и сотрудники Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Директор издательства «Русскiй Мiръ» Вячеслав Волков разъяснил «Новым Известиям», почему на нынешний день издание антологии «Десять веков русской поэзии» затруднено. Дело в том, что, согласно положению о Конкурсном отборе изданий в Федеральную целевую программу «Культура России» (2006–2011 гг.) на 2010 год, издательством «Русскiй Мiръ» было заявлено три проекта, в числе которых была и антология Евтушенко. «После завершения конкурсного отбора и подведения итогов в апреле 2010 года нам сообщили (по телефону), что из трех представленных проектов антология Евтушенко не получила поддержку», – заявил «НИ» издатель Волков. Однако после вмешательства Евгения Евтушенко на издание его антологии государство выделило 360 тыс. рублей. «Хотя для издания антологии тиражом в 5 тыс. экземпляров требуется 1 млн. 900 тыс. рублей», – сказал г-н Волков. При этом он подчеркнул: «Таким образом, выпуск антологии достойным тиражом остается нереализованным».
Кроме того, «Новые Известия» получили и письмо из Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. В нем говорится, что на издание антологии выделены средства, однако, как видно из письма, государство может выделить только лишь часть необходимой суммы. Кроме того, госструктура решила прокомментировать выступление Евтушенко на страницах газеты: «Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям выражает искреннее недоумение в связи с высказанной автором Е. Евтушенко в статье «Книги, вас молю – не умирайте!» («Новые Известия» от 15 октября 2010 года) негативной оценки роли Агентства по отношению к пятитомной антологии,.. которую выпускает издательство «Русскiй Мiръ».
Возможно, автору статьи была предоставлена искаженная и непроверенная информация, но антология отнюдь «не вычеркнута из списка книг, заслуживающих поддержки», как указывается в статье, а напротив, в этот список внесена и представлена к финансированию в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2006–2011 годы)».
В телефонном разговоре с ответственным сотрудником Агентства генеральный директор издательства «Русскiй Мiръ» В.Е. Волков опроверг содержащуюся в статье информацию о том, что он якобы показывал Е. Евтушенко официальный отрицательный ответ Агентства с «неразборчивой подписью», поскольку, во-первых, такого письма в издательство от Агентства не поступало, а во-вторых, под любым письмом Агентства разборчиво, печатными буквами указываются фамилия, инициалы и должность подписавшего.
В настоящее время в Роспечати ведется работа по оформлению договорных отношений с издательством «Русскiй Мiръ», предусматривающая в итоге заключение соответствующего государственного контракта на оказание частичной финансовой поддержки выпуску первого тома антологии. <<…>> Начальник управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Юрий Пуля».
В свою очередь, «Новые Известия» попросили Евгения Евтушенко прокомментировать это письмо. «Дорогая редакция «Новых Известий», – пишет Евгений Александрович в официальном обращении. – Меня просто-напросто упрекают в дезинформации общественного мнения, что вообще-то является оскорблением. Заявление о том, что они якобы все-таки включили эту книгу в план, они ни разу не удосужились донести ни до меня, ни до директора издательства в письменном виде за полтора года после моего первого разговора с господином Сеславинским (экс-глава Роспечати. – «НИ»). Русская антология такого объема – это не просто рядовое литературное явление, это антология русской совести, гражданственности, явление образовательное, воспитательное. Один из честнейших писателей Виктор Астафьев назвал мою работу еще когда-то в начальном периоде собирательства «гражданским подвигом». Меня искренне удивляет, что чиновники из Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, вместо того чтобы помочь этому изданию, распространить его по всей стране, по всем библиотекам, школам и университетам, занимаются бюрократическими, тягомотными играми. Тяжко и постыдно видеть такое отношение к нашей национальной гордости – поэзии. Евгений Евтушенко».
От редакции.
В этом году Евгений Евтушенко за свой счет завершил строительство и подарил государству музей, в котором собраны ценные произведений искусства, начиная от полотен Пабло Пикассо и заканчивая работами Олега Целкова. «Когда музеи дарят олигархи, они получают за это доступ к сырьевым ресурсам, – говорит Евгений Александрович. – Мне же ничего не нужно, я делал это безвозмездно, чтобы люди могли приехать в Переделкино и посмотреть на собранную мной коллекцию, которая теперь мне не принадлежит, поскольку произведения живописи, а точно так же и поэзия, принадлежат не конкретным лицам, а всему народу». Руководствуясь этим принципом, в августе Евгений Евтушенко подарил 5 тыс. экземпляров своей книги «Весь Евтушенко» университетским библиотекам страны.
«Новые Известия» продолжают следить за развитием событий и готовы вновь предоставить слово всем заинтересованным сторонам.