Posted 26 октября 2010, 20:00

Published 26 октября 2010, 20:00

Modified 8 марта, 06:44

Updated 8 марта, 06:44

Восемь лет спустя

26 октября 2010, 20:00
Вчера в столице у здания Театрального центра на Дубровке прошла восьмая по счету панихида по погибшим заложникам во время просмотра мюзикла «Норд-Ост». Памятная акция состоялась у здания ДК ОАО «Московский подшипник». Адвокат Игорь Трунов, долгие годы представляющий интересы жертв теракта, заявил, что уже через пару м

На трех ступенях угловатого здания ДК, как всегда, горели свечи, были разложены цветы, расставлены фотографии погибших. «Их развезли по разным кладбищам, некоторых – за границу, но мы до сих пор ощущаем, будто они лежат на этих ступенях», – сказала с трибуны Светлана Губарева, потерявшая на Дубровке мужа и дочь. Память жертв теракта почтили минутой молчания, были названы по именам все погибшие и соблюден традиционный ритуал: в воздух взмыли 130 белых шаров (по числу жертв теракта). Артисты и музыканты подготовили концерт-реквием, после него состоялась поминальная служба.

В 2003 году иск жертв «Норд-Оста» к правительству РФ был передан в Европейский суд по правам человека. Обвинение государству предъявляется по одной из серьезнейших статей Европейской конвенции – о нарушении права человека на жизнь. Адвокат Игорь Трунов, занимающийся делом «Норд-Оста» с самого начала, объявил вчера собравшимся, что решение Страсбургского суда будет вынесено уже через месяц-другой. Есть надежда, сказал он, что будет реанимировано закрытое уголовное дело против членов оперативного штаба по спасению заложников, как ранее были возобновлены дела о мародерстве после теракта. Истина и память – два главных слова для всех собравшихся вчера на Дубровке. Добиться правды и не забыть – вот о чем в основном говорят активисты. И не только говорят, но и действуют. Региональная общественная организация «Норд-Ост» уже несколько лет занимается важнейшим проектом – Книгой памяти. В ней должна быть собрана информация обо всех погибших, воспоминания о них родственников и друзей. Сейчас в книге всего семь незаполненных страниц, а на стенде с фотографиями около ДК – всего одно белое пятно: Татьяна Телешева, о которой не удалось узнать ничего, не смогли найти даже ее фотокарточку.

Напомним, что группа вооруженных боевиков во главе с Мовсаром Бараевым ворвалась в здание Театрального центра на Дубровке 23 октября 2002 года. Были взяты в заложники 912 человек – актеры, зрители, служители театра, ученики школы ирландского танца. Бандиты заминировали здание и удерживали в нем людей в течение следующих трех дней, выдвигая требования о выводе войск из Чечни. В ночь на 26 октября власти предприняли штурм Театрального центра. В помещение ДК был пущен усыпляющий газ. И хотя, по официальной версии, газ был признан безвредным, именно он вкупе с недостаточно скоординированными действиями властей и неоказанием первой помощи выведенным из зала заложникам явился причиной множества смертей. Формула и состав газа так и не были раскрыты правительством. Многие выжившие после теракта рассказывают о последствиях отравления, которые они чувствуют и поныне. «12 человек оглохли, многие страдают амнезией, головными болями», – рассказал «НИ» председатель региональной общественной организации «Норд-Ост» Сергей Карпов.

Подпишитесь