Posted 21 октября 2010, 20:00
Published 21 октября 2010, 20:00
Modified 8 марта, 06:46
Updated 8 марта, 06:46
Этой осенью на улицах Красноглинского района Самары появились необычные мусорные контейнеры. Пластиковая установка не просто стояла на месте привычных помоек: ее основная часть была врыта в землю, а верхняя снабжена отверстием, в которое и выбрасывается мусор. Эксперимент проводит фирма-подрядчик, занимающаяся вывозом отходов с территории района. Один «подземный» контейнер вмещает до пяти кубометров мусора и может заменить 6–7 обычных. Поначалу жители района сильно удивились новшеству. Часть населения приняла контейнеры за некий предмет искусства, кто-то даже заклеил отверстия и написал, чтобы мусор не бросали. В департаменте городского хозяйства, несмотря на столь неоднозначное отношение жителей, «инновацией» довольны, поскольку контейнеры герметичны, мусор не разбрасывается, а бродячие животные не роются в объедках. Эксперимент городские власти намерены продолжить и в других районах Самары. Впрочем, экологи восторга от такой оптимизации пространства не испытывают. На их взгляд, полезнее было бы привить гражданам сознательный подход к раздельному сбору отходов.
В Интернет с остановкой
В других регионах страны борьбу за экологию в первую очередь связывают с энергоэффективностью. Власти ряда центральных областей начали использовать в городах солнечные батареи. В Нижнем Новгороде не так давно чудо техники установили на детской областной больнице. Солнечные батареи греют воду для комнат, где кормят детей и моют посуду, дают энергию для светодиодных светильников, освещающих территорию. Систему оплатили благотворители, пока она обеспечивает электрические нужды больницы на 10%. Главные противники эксперимента ссылаются на низкий КПД батарей, поскольку эффективность подобных установок выше в южных регионах России, скажем, в Волгоградской, Астраханской и других областях, а не в Нижнем Новгороде.
Эксперименты с подобными инновациями давно ведутся и в Москве. Три года назад в Леонтьевском переулке появился дом, в котором энергия от солнечных батарей расходовалось на освещение лестничных площадок и двора. С лета этого года в столице действует и автобусная остановка на солнечных батареях, оснащенная видеокамерой, кнопкой экстренного вызова и даже бесплатной точкой доступа в Интернет. Эксперимент поставили в Северном административном округе. Как признаются в префектуре, такую необычную остановку, увиденную в Голландии, пришлось адаптировать к России: «У нас же особый температурный режим, а благодаря веб-камере, прикрепленной к крыше остановки, осуществляется контроль над тем, что там происходит, поэтому актов вандализма удалось избежать».
Внешне эту остановку от всех прочих отличают только солнечные батареи на крыше, чем-то напоминающие прожекторы на стадионах. О способностях чуда инженерной мысли сами жители Тимирязевской улицы знают мало. Несмотря на обещанную чиновниками гиперинновационность остановки, она по-прежнему служит в основном для защиты от дождя. К примеру, скачать из Интернета книги или прочитать свежие новости не представляется возможным. Корреспондент «НИ» попытался подключиться по wi-fi, но открытых беспроводных сетей не оказалось. Подошедшая девушка сразу предупредила: «Не пытайтесь даже, я сама не первый раз пробую. У меня iPhone, сети находит, но не подключает». Неэффективность работы остановки отчасти компенсируется тем, что деньги на ее установку выделялись не из городского бюджета – проект, не скрывают его авторы, финансировали инвесторы, поэтому на остановке размещена их реклама.
По мнению председателя фракции «Зеленая Россия» партии «Яблоко» Алексея Яблокова, отработка подобных технологий для больших городов полезна. «Может, экономически это не так выгодно, но для работы на перспективу делаются хорошие шаги», – уверяет «НИ» эксперт.
Образование покатится, как по рельсам
Потенциалом общественного транспорта заинтересовались и в столице Башкирии. В скором времени на улицах Уфы может появиться новинка – «читающий трамвай». По инициативе сотрудниц Центральной городской детской библиотеки им. Шагита Худайбердина трамвай с одного из самых длинных городских маршрутов собираются красочно оформить и сделать из него передвижную библиотеку. По дороге на работу уфимцы смогут познакомиться с новинками периодической печати или получить списки литературы для семейного чтения, маленькие жители города смогут почитать детские книжки. Таким образом, библиотекари хотят повысить интерес населения к чтению.
Впрочем, столичный психолог Марк Сандомирский сомневается, что даже такая оригинальная библиотека сможет повлиять на жителей миллионного города. «На первых порах, без сомнения, трамвай-библиотека будет привлекать внимание. В основном таким видом транспорта пользуются пенсионеры или родители с детьми, поскольку он достаточно медленный, а им спешить обычно некуда», – поясняет «НИ» психолог. Но идея может оказать хорошее влияние на детей: «Они очень многое перенимают у взрослых. Увидев родителей за чтением, детям захочется им подражать».
Такси пожелали семь футов под килем
Идеями по благоустройству транспортной системы города фонтанировала в этом году и Северная столица. В Санкт-Петербурге представители одной из фирм предложили решать проблему с недостатком парковочных мест на асфальте за счет... водных ресурсов города – строить плавучие автостоянки. По проекту специальные системы будут стабилизировать крен и защищать конструкцию от раскачивания. Надводную часть разработчики предлагали спроектировать городским архитекторам, чтобы вписать объект в исторический облик города. Кроме того, парковка будет мобильной, ее можно будет снять с якоря и «переплавить» в нужное место. По предварительным подсчетам, трехэтажный паркинг на 150 машиномест обойдется примерно в 100 млн. рублей. Строительство должно окупиться за 5–6 лет.
Но вот незадача – смелый проект не впечатлил главу комитета транспортно-транзитной политики города Николая Асаула. По его мнению, разгрузить город от машин можно, если питерцы откажутся от автомобилей и пересядут на водный транспорт. Тяга же к водному транспорту сформировалась у чиновников Санкт-Петербурга более двух лет назад, когда разрабатывалась концепция развития пассажирских перевозок в городе. Этим летом они впервые запустили четыре маршрута водного такси. За сезон с мая по октябрь его услугами воспользовались почти 200 тыс. человек. Первые регулярные маршруты охватывают водные пути внутри города и ближайшие пригороды – Кронштадт и Ломоносов. Стоимость пути зависит от его продолжительности. До закрытия сезона (1 ноября) выехать в Кронштадт можно за 96 рублей, поездка внутри города будет стоить 50. Оперативное перемещение за 10–15 минут обеспечивают желтые катера с шашечками. Гарантирована остановка только на конечных пунктах, но поймать водную маршрутку можно, как и обычную, проголосовав с остановки-причала. Пока жителей города подобное новшество забавляет. Среди минусов они называют не очень удобные сиденья. При волнении и ветре судно ощутимо подпрыгивает, а ремни безопасности не предусмотрены. Бывалые пассажиры советуют держаться за поручни.
Первый успех вдохновил городские власти на продолжение эксперимента. Теперь они намерены ввести новые маршруты, которые свяжут центр Питера со спальными районами. Кроме того, в планах – установка причалов в шаговой доступности от крупных гостиниц города, исторических памятников, культурно-развлекательных центров и бизнес-центров. Планируется увеличить вместимость судов с 12 до 30–50 человек. Особый интерес у жителей города вызвало и обещание властей организовать вызов водного такси по телефону.
В Израиле любят «обетованный» дизайн улиц и дворов
США спасают экологию с помощью солнца