Эта история произошла в семье моей школьной подруги. Ее муж внезапно потерял сознание, а потом два дня страдал от мучительной головной боли, рвоты, двоения в глазах. Оказалось, произошел разрыв аневризмы сосуда головного мозга и кровоизлияние. Врачи сделали ему операцию на мозге, это был единственный способ помочь в этой ситуации, она прошла хорошо, и, как говорит подруга, «счастье, что он остался ПРЕЖНИМ, разве что забывчивым стал».
Еще недавно у врачей практически не было возможности помочь таким больным. Многие из них погибали (все помнят, как в 1987 году из-за разрыва аневризмы погиб Андрей Миронов, который потерял сознание прямо во время спектакля), да и в наши дни смертность от разрыва аневризмы достигает пятидесяти процентов. Сегодня возможность помочь таким больным есть, хотя эта нейрохирургическая операция считается очень сложной.
«Что такое аневризма? Это дефект сосуда – в результате патологии его стенки истончились, растянулись, сам сосуд расширился и может в любой момент разорваться (чем больше размер аневризмы, тем выше риск). Чтобы спасти больного, устанавливают стенты или делают так называемое клиппирование – аневризму у основания пережимают металлической клипсой. Теперь поврежденный сосуд уже не участвует в кровотоке и не может разорваться. Эту операцию выполняют открытым доступом, то есть делают трепанацию черепа. Пятнадцать лет назад появился менее травматичный метод – так называемая эндоваскулярная эмболизация. Для этого в бедренную артерию пациента вводят микрокатетер, который доставит к аневризме специальную спираль. Под контролем ангиографа врач проведет катетер до самой аневризмы, спираль перекроет в ней кровоток и кровоизлияние станет невозможным», – поясняет Владимир ДАШЬЯН, д. м. н., профессор кафедры нейрохирургии и нейрореанимации МГМСУ, заведующий нейрохирургическим отделением НИИ цереброваскулярной патологии и инсульта РГМУ, член Ассоциации нейрохирургов России.
Береги голову смолоду
Первая нейроонкологическая операция была сделана еще в XIX веке – в 1879 году шотландцу Макэвену удалось удалить удачно расположенную менингиому – опухоль из клеток твердой мозговой оболочки. Сегодня возможностей у нейрохирургов гораздо больше. С помощью современной техники они могут добраться даже до опухолей, расположенных в труднодоступных местах или там, где их невозможно удалить, не повредив жизненно важные зоны. Например, нейронавигация позволяет быстро и точно обнаружить опухоль. Для этого полученные накануне операции данные компьютерной томографии и МРТ пациента вводятся в компьютер. Операция выполняется специальными инструментами, которые позволяют нейрохирургу в режиме реального времени видеть точное местоположение инструмента в мозге пациента, чтобы не задеть важные участки. Большинство операций на мозге делают открытым доступом, то есть предварительно больному вскрывают череп.
Но некоторые опухоли можно извлечь более простым доступом. Например, опухоли гипофиза, часто встречающиеся у молодых женщин и являющиеся одним из факторов бесплодия, оперируют так называемым лицевым доступом, когда инструмент вводится через нос или рот пациента также под контролем сканирующей техники.
А вообще тем, кто не хочет попадать в нейрохирургическую операционную, врачи советуют беречь голову от травм: пристегиваться в автомобиле, на роликах и велосипеде кататься в защитном шлеме, не ввязываться в драки и не заниматься опасными для мозга видами спорта, например контактными единоборствами.
Гамма-нож режет без крови
Многие уже слышали название «гамма-нож». Этот метод был изобретен еще в конце 50-х годов прошлого столетия в Швеции, но в России появился только пять лет назад. С его помощью можно лечить большое число заболеваний мозга, от невралгии тройничного нерва до аневризмы и опухолей. Гамма-нож ничего не режет, так что операция эта совсем бескровная и безболезненная, а воздействие на патологический очаг ведется с помощью гамма-излучения. Как говорит главный специалист по гамма-ножу, заведующий отделением радиологии и радиохирургии НИИ нейрохирургии имени Н.Н. Бурденко РАМН профессор Андрей ГАЛАНОВ, в этом суть радиохирургии. «Нет обычной для операции на мозге трепанации, не повреждаются костные и кожные покровы. С помощью гамма-ножа можно воздействовать на патологические очаги, которые расположены очень неудобно для традиционного хирургического доступа. При этом окружающие здоровые ткани не пострадают. Ведь погрешность в наведении луча составляет доли миллиметра!» Ни одна из современных установок для лучевого лечения не обладает больше такой точностью. В отличие от радиотерапии, когда пациенту требуется множество сеансов облучения, радиохирургическое вмешательство осуществляется всего за один сеанс.
Перед началом лечения на голове пациента жестко фиксируют похожее на шлем устройство, благодаря которому гамма-лучи из 201 источника попадут точно в цель. Энергия каждого отдельного луча слабая, поэтому здоровые ткани на пути к цели он повредить не может. Но, сойдясь в одной точке, энергия увеличивается в 201 раз. Этого достаточно, чтобы за один сеанс, который может продолжаться до нескольких часов, вылечить человека. Трудно даже представить, что после операции на мозге можно в тот же день уйти из клиники своими ногами! Такое вмешательство можно делать пожилым людям, детям и при необходимости даже беременным. Гамма-нож – единственный способ помочь людям, у которых множественные метастазы рака в мозге. Есть и ограничение на его применение: патологические очаги не должны быть в диаметре не больше трех с половиной сантиметров. А единственный недостаток – цена лечения, которая составляет 230 тысяч рублей.
ПОБОЛТАЕМ, ДОКТОР?
|
ЧЕРЕПНО-МОЗГОВАЯ ДРАМА
|