Как сообщил руководитель отдела по делам религии администрации Хатлонской области Бобохон Шарбатов, «следование традициям других народов в ношении религиозной одежды может иметь негативные последствия для нашей страны». Речь идет о черном хиджабе. Но власти намерены идти еще дальше. В местном отделе по делам религий сообщили, что подумывают начать кампанию и против ношения белой одежды, которую в народе еще называют «арабской».
Надо сказать, что черный хиджаб и черного же цвета накидки действительно нетрадиционны для постсоветской Средней Азии. Однако в платках (в основном, кстати, белых) ходит подавляющая часть женщин в сельских районах всего региона. Вообще, что понимать под «религиозной одеждой» – вопрос довольно тонкий. Ведь даже известный своей необычной интерпретацией ислама президент Узбекистана Ислам Каримов не запрещает появляться женщинам в общественных местах с непокрытой головой. Хотя согласно именно узбекскому закону о религии на работу и учебу нельзя приходить «в культовых одеяниях». В Киргизии и Таджикистане такого закона нет, но в этих республиках также зафиксированы многочисленные случаи, когда учителя не пускали на занятия учениц в платках. Напомним также, что запрет на ношение платков в учебных заведениях действовал долгие годы в Турции и был отменен совсем недавно. Так что получается, бывшие советские республики сейчас в большей мере следуют заветам основателя «форпоста западной цивилизации в Азии» Кемаля Ататюрка, чем сама Анкара.
В последнее время почему-то именно таджикские власти наиболее рьяно стали бороться с женской мусульманской одеждой. Родители школьниц из Северного Таджикистана написали коллективное письмо президенту Эмомали Рахмону с просьбой отменить запрет на ношение платков в учебных заведениях. В случае отказа в удовлетворении этой просьбы три девочки даже пообещали свести счеты с жизнью. Президент Рахмон, в свою очередь, еще в начале сентября критически высказался по поводу ношения «религиозных одеяний», заявив, что они таджичкам не свойственны. Несколько дней назад совет улемов Исламского центра Таджикистана рекомендовал имам-хатибам мечетей убеждать женщин отказаться от ношения хиджабов в повседневной жизни. Но больше всех удивил министр образования Таджикистана Абдуджаббор Рахмонов, который, как рассказывали очевидцы, на встрече с родителями одного из столичных лицеев назвал пришедших в религиозной одежде женщин «обезьянами» и велел выдворить их из зала.
«Поведение Эмомали Рахмона в общем объяснимо. В Таджикистане есть реальная опасность широкомасштабной войны с исламистами в горах на юго-востоке страны. Но я считаю тактику Рахмона недальновидной. Ему нужно пытаться искать диалог со своими оппонентами, а не раздражать даже далеких от политики безобидных женщин-мусульманок» – так прокомментировал «НИ» сложившуюся ситуацию эксперт Московского фонда Карнеги, профессор-востоковед Алексей Малашенко.