Новые приключения Незнайки в Китае

4 октября 2010, 00:00
Всемирная «ЭКСПО-2010» в Шанхае в отличие от своих предшественниц вызвала необычайно много разговоров и обсуждений, как в профессиональном выставочном сообществе, так и среди широкой общественности. Вернее, не столько сама выставка, как российский павильон на ней. Кто-то – «за», кто-то – «против», но и тех и других объ

Что по сути представляет из себя всемирная универсальная выставка, история которой началась 150 лет назад? Это, прежде всего, представление своей родной страны остальному миру, формирование ее имиджа, показ лучших ее сторон иностранному зрителю.

Для достижения этих целей на «ЭКСПО-2010» выделили беспрецедентное количество средств – миллиард сто миллионов рублей. Причем не сразу, изначально сумма была в несколько раз меньше. Но в какой-то момент на высоком уровне было принято решение строить собственный павильон. Оператором проекта в 2007 году выбрали ВВЦ. Утверждают, что именно оператор выбрал компанию «Краснов дизайн», которая разработала концепцию павильона, а Минпромторг лишь утверждал уже готовую концепцию. Так что теперь с каждым днем все больше размывается степень ответственности каждого из участников проекта возрождения Незнайки. В августе Президент Дмитрий Медведев поручил усовершенствовать экспозицию российского павильона, что, как говорят, может увеличить затраты еще на 700 миллионов и одновременно Президент потребовал от Счетной палаты проверить до 15 ноября, как расходовались бюджетные деньги при подготовке к выставке.

Но суть даже не бюджетных деньгах, к «странному» распределению которых в России давно привыкли. Суть в образе за эти деньги созданном. Образ России воплощает персонаж, на отрицательном примере которого воспитывалось не одно поколение. Теперь, на ближайшие пять лет до следующей ЭКСПО, страну, ее имидж и достижения символизирует Незнайка. Наверное, г-ну Краснову с группой его товарищей следует отлить образ Незнайки в бронзе и установить рядом с памятником «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной, который символизировал страну на всемирной выставке в Париже в 1937 году. Понятно, что тяжелая трудовая поступь символа страны 30-х годов прошлого века, гораздо хлопотнее, чем беззаботное существование современных «незнаек». Зато посетители ВВЦ могли бы наглядно оценить, как изменился образ страны и народа за последние семьдесят с небольшим лет.

Итак, у России появился новый символ. Теперь есть повод потребовать из бюджета страны еще некоторую сумму, чтобы в течение пяти лет объяснять всему миру, что имели ввиду авторы экспозиции. Что Незнайка, это не «маленький невежда», согласно хрестоматийному переводу на китайский, а «стремящийся к знаниям», согласно современной концепции.

Мне кажется, если отвергнуть мысль, что авторами концепции руководил злой умысел опозорить мою страну перед всем миром, то они вольно или невольно очень четко отразили сегодняшнее состояние дел в России. Как сказал один профессиональный выставочник после посещения российской экспозиции в Шанхае: «Пройдя по павильону складывается ощущение, что у нас есть инновации, есть технологии, есть достижения… Только никто не знает, что с этим делать».

Сегодня выбирают символ олимпийских игр 2014 года в Сочи. Объявлен конкурс. Финалисты конкурса будут определены с 6 по 15 декабря 2010 года экспертным советом, состоящим из режиссеров-аниматоров, художников, деятелей культуры, профессиональных маркетологов, спортсменов. Следующая «ЭКСПО-2015» пройдет в Милане. Символ снова будет рождаться в недрах Минпромторга? А может не распускать этот олимпийский экспертный совет, пусть заодно определится и с символом России для выставки 2015 года?..

#Общество #Новости
Подпишитесь