Суд приговорил «норвежского Пеньковского» к максимальному сроку – 20 годам тюрьмы, несмотря на его уверения в своей невиновности. Трехольт утверждал, что действительно общался с советскими дипломатами и снабжал их информацией, но ничего секретного в ней не было. Такие контакты и обмен сведениями входили в круг его служебных обязанностей. Тем не менее суд счел, что «предатель» передавал Москве секретные сведения. Ведь иначе его услуги не оплачивались бы крупными суммами в валюте. Решающим доказательством последнего утверждения было обнаружение агентами POT в квартире Трехольта портфеля-дипломата с 10 тыс. долларов, довольно крупной суммой по тем временам. Тайный обыск снимался на пленку, которая была представлена суду.
«С нами связался бывший сотрудник контрразведки, рассказавший, что дипломат с деньгами, якобы найденный в квартире сотрудника МИДа, на самом деле не покидал штаб-квартиры POT, – рассказывают авторы сенсационной книги в интервью норвежским СМИ. – «Обыск» проходил именно там, деньги и чемоданчик принадлежали контрразведке. Этот пенсионер сказал, что более не хочет жить во лжи, и потому, узнав, что мы работаем над книгой, вышел на нас».
После признания бывшего агента, пожелавшего остаться анонимным, авторы книги привлекли экспертов по фотографии, норвежских и шведских, для изучения снимков, фигурировавших на процессе. В итоге было обнаружено подтверждение слов пенсионера. На одном из замков чемоданчика, якобы обнаруженного при тайном обыске на квартире Трехольта за пять месяцев до ареста, четко виден кусочек скотча. Следов ленты на дипломате Трехольта во время его фотографирования при задержании в аэропорту Осло найти не удалось. Скотч, по словам журналистов, доказывает, что в качестве доказательства фигурировал «полицейский чемоданчик», с замков которого по небрежности не сняли всю ленту, которым портфель был заклеен до «вброса в дело». Трехольт был помилован в 1992 году, отсидев семь лет своего 20-летнего срока, после чего перебрался в Москву, а потом на Кипр. Он всегда уверял, что невиновен, и трижды за минувшие годы обращался с просьбой пересмотреть его дело. Комиссия по пересмотру приговоров, однако, не находила достаточных оснований для «перетряхивания архивов». Сейчас давний шпионский скандал выглядит по-другому. «Мы относимся крайне серьезно к приведенным доказательствам невиновности Трехольта. Прежде я должен тщательно изучить книгу, а потом мы примем решение о дальнейших действиях», – заявил бывший прокурор в деле Трехольта Лассе Квигстад.
Пересмотра итогов «процесса века» будет добиваться и адвокат «предателя» Харальд Стабелл. «Фотографии дипломата с кусочком ленты и его «двойника» без следов скотча – крайне сильное доказательство того, что контрразведка сфабриковала важнейшее доказательство обвинения в деле Трехольта. Если экспертиза подтвердит подтасовку, мы окажемся перед крупнейшим правовым скандалом в истории Норвегии», – пишет в своем комментарии влиятельная газета Aftenposten. Нынешнее руководство POT утверждает, что дело было «чисто», и против Трехольта в любом случае говорит много других фактов. К примеру, он сам признался, что получил от саддамовского Ирака 20 тыс. крон наличными за некие консультации. Крайне странная подработка для начальника отдела МИДа. В заключение следует заметить, что даже если выяснится невиновность Трехольта, его близкое общение с сотрудниками КГБ помогло ему выстроить успешную «послетюремную» карьеру.
Журналисты программы «Точка кипения» норвежского телевидения несколько лет назад сделали передачу о новой жизни Трехольта за пределами родины. Как выяснилось, экс-сотрудник МИДа сумел получить своеобразную компенсацию от России в размере 300 тыс. долларов за семилетнюю тюремную отсидку. Его старый приятель из КГБ, возглавлявший один из госфондов, ссудил эту сумму на развитие лесопильного производства в Архангельской области. Схема аферы, говорят репортеры, была достаточно сложной, но в итоге оказалось, что деньги исчезли, северяне так и не дождались обещанной техники, зато Трехольт благодаря этой операции получил контрольный пакет акций солидной фирмы в России.
За три года российской жизни бывший шпион стал миллионером и совладельцем трех крупных компаний. «У меня много контактов в Москве на самом высоком уровне, которые очень помогают в бизнесе, – признался Арне Трехольт в интервью газете Sydsvenska Dagbladet. – В России мое прошлое ни в коем случае не является чем-то негативным и мешающим в работе». Трехольт восхищается Владимиром Путиным, хорошо знаком со многими его советниками. Однако он отрицает, что после выхода из тюрьмы возобновил контакты с кем-то из сотрудников КГБ, занимавшихся Норвегией. Сообщения СМИ о том, что в середине 1990-х он проворачивал в компании бывших работодателей торговые операции с оружием, Арне Трехольт также называет ложью. Последнее место работы «норвежского Пеньковского» – Кипр, который очень любят российские бизнесмены. Арне Трехольт возглавляет инвестиционную компанию, в распоряжении которой находится более 20 млн. долларов. Все основные руководящие должности в фирме занимают наши соотечественники. Грек лишь один – шеф службы информации. Ведь кому-то надо отвечать по телефону на родном языке островитян. Домыслы о том, что это предприятие – своеобразный пенсионный фонд для отставных агентов КГБ, Арне Трехольт отвергает: «Я знаю, что многие бывшие советские разведчики стали предпринимателями в России, а часть перебрались на Запад и занимаются бизнесом там, но сам я ни разу таких не встречал. Мы – обычная инвестиционная компания, вкладывающая деньги на Ближнем Востоке и в России».
В Осло получил неожиданное продолжение давний шпионский скандал, связанный с деятельностью начальника одного из отделов норвежского МИДа Арне Трехольта. 20 января 1984 года он был задержан полицией безопасности POT, а в его портфеле-дипломате было обнаружено множество документов для служебного пользования. Как утверждала POT, Трехольт направлялся в Хельсинки на встречу со своим куратором из КГБ. И вот теперь разорвалась новостная «бомба». Журналисты Гейр Селвик Матте-Соренсен и Шетиль Бортелид Мэланд доказывают в своей книге «Подделка – вранье контрразведки в деле Трехольта», что главное доказательство вины «шпиона» было сфабриковано агентами POT. |