Posted 30 августа 2010, 20:00
Published 30 августа 2010, 20:00
Modified 8 марта, 06:57
Updated 8 марта, 06:57
Фестиваль «Мамакабо» уже стал уникальным явлением в российском фестивальном движении. Он проходит даже не раз в год, как прочие, а по нескольку раз, причем в разных городах и даже странах. Например, в 2010 году «Мамакабо» гремит в пятый раз: он уже отыграл в Финляндии, Египте, Калуге, в рамках фестиваля «Усадьба Джаз» в Москве и вот теперь в «Этномире». А в середине сентября «Мамакабо» отправляется в Хорватию.
Лайн-ап фестиваля сколочен из самых крепких профессионалов, уважаемых в музыкантской среде и играющих исключительно позитивную музыку: Ирина Богушевская, Евгений Маргулис, «Квартал», Максим Леонидов, Сергей Манукян, Энвер Измайлов, Jukebox, Иван Смирнов, Вячеслав Горский, «Кимбата», Феликс Лахути и другие достойные имена. Каждый раз к ним присоединяются самые громкие иностранные имена.
В третий раз на «Мамакабо» приехал австралийско-американский гитарист Томми Эмануэль, придумавший уникальную «пальцевую» технику игры на акустической гитаре. Впервые в этом году на фестивале появились камерунско-французский виртуоз бас-гитары Этьен Мбаппе и изобретатель уникальной манеры игры на губной гармошке американец Ховард Леви. Этьен Мбаппе, «басист в шелковых перчатках», как его называют, по сей день играет в группе у легендарного Джона Маклафлина, четыре года работал с Джо Завинулом, записывается с Рэем Чарльзом, но также имеет свой собственный проект, с которым и колесит по миру.
Говард Леви умудряется на обычной диатонической губной гармошке выдавать едва ли не саксофонные партии, играя на ней такие ноты, которые она по своей природе издавать не может. Изобретенная им техника носит название овердро, и у музыканта есть собственная видеошкола по обучению игре на губной гармошке. Обладатель премии Grammy 1997 года, Леви записывался со многими суперзвездами. На «Мамакабо» он, как и другие гости, провел мастер-класс, а потом сразил своей необыкновенной техникой зрителей. На вопрос «Новых Известий», как он достиг такого мастерства, музыкант был краток: «Я работаю много. Иногда – много-много».
Выступление Ирины Богушевской, исполнившей не только свои хиты, но и песни из готовящегося к выходу альбома «Шелк», было встречено особенно тепло. Взаимовыручка музыкантов на фестивале настолько велика, что барабанщик из группы Сергея Манукяна вполне вписался в состав Богушевской (а потом еще в несколько групп, приехавших без барабанщика). «Тут царит настоящая семейная атмосфера!» – воскликнул на итоговой пресс-конференции пораженный Этьен Мбаппе.
Ему было отчего так думать. Ведь «Мамакабо» – это не только концерты на двух сценах. Это еще и добрые ночные джем-сейшены, когда в кафе после концерта встречаются музыканты из разных коллективов, выходят на сцену и джемуют по нескольку часов. Иностранные звезды ведут себя ничуть не по-звездному, а точно так же выходят на маленькую сцену и играют джазовые стандарты с нашими музыкантами. «Чем более велик музыкант, тем он проще как человек», – говорит организатор фестиваля Тимур Ведерников, сам превосходный музыкант и заядлый участник ночных джемов.
Фестиваль «Мамакабо-2010» недосчитался зрителей из-за проливного субботнего дождя, но те, кто доехал подышать чистым калужским воздухом, услышали выступления блестящих мастеров и окунулись в необыкновенную фестивальную атмосферу.