–Если сравнить сезон нынешний с сезоном прошлогодним, то главным сегодняшним достижением я бы назвал тот факт, что потенциал, который был у наших молодых спортсменов, начал реализовываться. Связываю это, прежде всего, с тем, что вчерашние юниоры получили возможность больше выезжать на различные международные турниры и набираться опыта именно в соревновательных условиях. На чемпионате Европы в Будапеште, я уже не раз говорил об этом, много у нас было упущенных золотых медалей. Причем упущенных в самой последней попытке, то есть когда, казалось бы, спортсмен должен мобилизоваться и поставить победную точку. Все это – от недостатка опыта. И если вы спросите меня, сколько нужно времени прыгать, чтобы не допускать таких вот сбоев в решающий момент, отвечу – строгих рамок нет. Чем больше, тем лучше. Наглядный пример – выступление Надежды Бажиной на трехметровом трамплине. Она в команде одна из самых опытных спортсменок, была чемпионкой Европы в «синхроне» еще четыре года назад. И сейчас, когда выиграла, прыгала уверенно и раскрепощенно. Вот эта собранность без скованности, уверенность в своих силах, не переходящая, как часто бывает, в самоуверенность, и нарабатывается годами.
А если взять наш дуэт Илья Захаров и Виктор Минибаев – они лишились победы как раз из-за последнего прыжка – то эти ребята меньше года тренируются вместе. Это очень мало. Для сравнения: их соперники, пара Хаусдинг – Кляйн, уже минимум лет пять оттачивают мастерство под руководством Бориса Розенберга. Кстати, бывшего советского специалиста. Но Виктор и Илья все равно заслуживают похвалы за свое второе место. Поверьте, пройдет время (и я говорю не о каких-то далеких перспективах), и наши будут побеждать и немцев, и украинцев. К слову, одним из основных итогов сезона я бы как раз назвал создание пары Захаров – Минибаев. Ребята ведь хорошо смотрелись не только в Будапеште, а стали вторыми и на Кубке мира, на равных конкурируя с китайцами. Сделали хороший задел на будущее.
Вообще столь непростой для любой команды период смены поколений, который начался у нас год-два назад, еще продолжается. Молодые ищут себя, пробуют разные варианты. Тот же Захаров прежде специализировался на прыжках с вышки, синхронных прыжках с вышки и трамплина. И только на чемпионате России, всего за пару месяцев до старта чемпионата Европы, он стал прыгать с трамплина по индивидуальной программе. Вчерашним юниорам нужно время, чтобы влиться в основную команду. И лучший воспитатель здесь – соревнования, соревнования и еще раз соревнования. Захаров, Минибаев, Бажина показывали в Будапеште, да и на протяжении сезона, самые сложные прыжки в мире. Теперь им нужно время и соревновательный опыт.
Если же говорить о том, что будет с нашим ветераном Дмитрием Саутиным (на фото), то, на мой взгляд, здесь все зависит от него самого. Ему надо либо оставаться в спорте и идти по пути усложнения программ, либо «вешать плавки на гвоздь» и оказывать посильную помощь команде в качестве вице-президента нашей федерации. Некоторые говорят, что Саутину надо заканчивать со спортом, так как он в какой-то степени «тормозит» прогресс более молодых дуэтов и того же Кунакова (своего партнера по синхронным прыжкам. – «НИ»). Но я с этим категорически не согласен. Саутин настолько гениален во всем, что я бы ему звание заслуженного тренера присвоил. Стольких людей он вывел на пьедестал. Лукашина, Кунакова… Не уверен, что карьера последнего, к примеру, с другим партнером сложилась бы так удачно. Я не хочу, чтобы Саутин уходил. И на мой взгляд, сейчас вообще не время заводить с ним разговор о планах. Пусть подумает, проанализирует хорошенько прошедший сезон, взвесит свои реальные возможности. Решит остаться – я, как главный тренер, создам ему все условия для подготовки.
Что касается других наших ветеранов, то Дмитрий Доброскок, судя по всему, все-таки завершает карьеру. А вот его брат Александр пока усиленно занимается только атлетической подготовкой. Дело в том, что у него проблемы со спиной, он проходит обследование. Есть подозрение на грыжу, но окончательный диагноз еще не выяснен. Поэтому принимать какие-то решения Саше трудно. А вот Глеб Гальперин, который перенес две операции, сейчас, можно сказать, пришел в себя. Он очень нужен команде. И если Глеб вернется в строй в следующем сезоне в полной боевой готовности, это будет для всех нас колоссальным подспорьем. В следующем году нас ждет чемпионат мира. А еще через год – Олимпийские игры. Хотелось бы отметить особо – наконец-то мы получили современный центр на подмосковной базе «Озеро Круглое». Я уже говорил, что аналогов этому бассейну на сегодняшний день нет, поэтому, думаю, там мы будем готовиться вплоть до Олимпиады в Лондоне.