Posted 15 августа 2010, 20:00
Published 15 августа 2010, 20:00
Modified 8 марта, 06:53
Updated 8 марта, 06:53
– В минувшую субботу в вашем театре состоялась премьера – довольно смелое решение при такой погоде…
– Ситуация в городе острая, никто не мог знать, что случится эта жара и дым. Понятно, что жара скорее погнала людей к водоемам, а не в театры. Тем не менее это не повод, чтобы не выполнять планы и расслабляться. Артисты это понимают. Нам было ясно заранее, что к спектаклю есть интерес. Но риск был, внимание зрителя заслужить непросто. И мы рисковали не зря – зал был полон. Театр живет при любой погоде.
– Начинается третий год вашей работы в Театре Станиславского. Но уже в конце прошлого сезона было видно, что театр вышел на новый уровень…
– Да, под конец сезона мы представили зрителям спектакль «Братья Ч». В основу пьесы легли письма и воспоминания младших братьев и отца Антона Павловича, Маши, Левитана, Лейкина, ранние рассказы и дневники самого писателя. И этот спектакль занял седьмое место в рейтинге театральных критиков. Он очень достойно прозвучал на Чеховском фестивале. Мы создавали этот спектакль в непростой для театра ситуации. И я горжусь актерами, которые работали на износ. В нашей профессии правило одно – надо максимально честно делать свое дело, тогда будет результат.
– Под «непростой ситуацией» вы, видимо, подразумеваете конфликт, когда в конце 2009 года некоторые артисты вашего театра написали жалобу в Департамент культуры Москвы?
– Но мы эту ситуацию миновали. Мне кажется, что в каждом театре есть глубокие внутренние течения. И мне не кажется, что эти течения должны выплывать на поверхность и становиться темой для обсуждения широкой общественностью. Есть и должны быть обстоятельства, с которыми можно разобраться внутри театра. Противоречия в жизни театра – сложнейшего механизма – возникают всегда, потому что жизнь театра связана с людьми, их отношениями друг с другом. Когда я пришел в театр, через месяц стало понятно, что будет сложно. Сейчас можно сказать спасибо всем тем, кто участвовал в конфликте, потому что после него основные проблемы вскрылись, и уже понятно, что делать дальше. Все поняли, что никакого мешка с камнями у художественного руководителя нет и камни бросать в кого-то я не собираюсь. Мне важно, чтобы была хорошая работа. Проверить себя и театр можно только постановкой спектаклей, которые дают толчок к дальнейшему развитию. В новом сезоне я буду делать ставку на спектакли, которые не только собирают зал и привлекают публику. Важно, чтобы новые спектакли двигали театр вперед, показывали его потенциал с разных сторон. И главное – не забывать о том, что у нашего театра за спиной огромное наследие.
– Что нового мы увидим в этом сезоне?
– Сезон мы открыли спектаклем по пьесе братьев Пресняковых «7 дней до потопа», режиссер Владимир Петров. Работу над этим спектаклем мы начали в прошлом сезоне, потом ее остановили по разным причинам. Кроме того, через несколько лет исполняется 150 лет со дня рождения Станиславского. И, конечно же, театр, носящий его имя, не может не откликнуться на эту дату. Не дожидаясь юбилейного года, я решил пополнить репертуар спектаклем по книге Константина Сергеевича «Моя жизнь в искусстве». Инсценировку пишет Михаил Дурненков. Спектакль будет называться «Не верю». Поставить спектакль Марат Гацалов, молодой режиссер, работавший прежде только в небольших театральных пространствах. Но ведь надо давать дорогу молодым, хотя в какой-то степени это риск. А весной следующего года мы планируем премьеру спектакля по пьесе Виктора Гусева «Слава».
– Не боитесь? Это ведь не просто забытая пьеса 1930-х годов, она к тому же еще и в стихах…
– Она не только забыта, но и не была открыта по-настоящему. Мы должны вспомнить классику советской драматургии, она достойна этого. Ставить спектакль будет Константин Богомолов. У режиссера есть оригинальная идея, он человек талантливый, известный, шумный, много ставящий в МХТ, в «Табакерке», за рубежом. Он согласился работать с нами, и это говорит о том, что Театр Станиславского ему интересен.
– А вы сами будете что-то ставить?
– В конце сезона я начну репетиции спектакля «Дневник Анны К.». Эта пьеса не новая, она написана по роману Толстого. Ее специально под наш театр дорабатывает петербургский драматург Наталья Скороход. Я о ней вспомнил, и мне показалось, что с ее помощью мы сможем осуществить переход театра к классическому репертуару, который я запланировал, придя в театр. Вот это наши планы – плотные, структурно выстроенные, не случайные. И мы будем развиваться в этом направлении.
– Такой вот долгий путь к классической драматургии, он длится уже третий сезон. Зачем вам тогда современная драматургия, которой много в вашем репертуаре?
– Современные тексты надо обязательно ставить, и самое главное – их надо уметь играть. А это очень непросто. Актеры должны чувствовать злободневные тексты, которые вопят о том, что сейчас волнует каждого. И мы ищем современную тему. На такие постановки бывают разные отклики. Современной драматургии не так просто пробить себе дорогу и на театральную сцену и к сердцам зрителей. Я читаю много новых пьес, отражающих нынешний день, – ищу.
– Известно, что вы много внимания уделяете истории Театра имени Станиславского…
– У театра огромная история. Мы разобрали архив и начали делать выставки. Прошла выставка, посвященная Владимиру Борисовичу Кореневу. Он полвека в этой труппе. Сделали выставку, посвященную Чехову. Переступив порог театра, зрители видят выставку, посвященную Георгию Ивановичу Буркову. Надо открывать имена, которые забываются, размываются временем. Нашему театру есть, что вспоминать.
– В январе вступит в силу закон, переводящий бюджетные организации на коммерческие рельсы. Этот закон в театральной среде вызвал мощное сопротивление. А вы как к нему относитесь?
– Я думаю, такой закон – неизбежная вещь. Он связан с реформами в театре, о которых говорят так давно и много. Изменения нужны, но они должны быть очень последовательными и грамотными, чтобы не страдали люди. Театр – явление, которое завязано на глубоких корнях, на тончайших нюансах взаимоотношений, и потому сложно что-то новое в него внедрить. Я думаю, что такой закон – это попытка что-то поменять в репертуарном театре. И, как говорят в Одессе, будем посмотреть, что из этого выйдет.