Что Америке хорошо, то немцу – смерть

27 июля 2010, 00:00
Крупнейшие компании всегда стремились зарегистрироваться на американских финансовых площадках, однако сейчас европейские, в частности, немецкие гиганты бегут с Уолл-стрита. Нью-йоркская биржа ценных бумаг (NYSE), продолжая оставаться крупнейшей в мире, тем не менее стремительно теряет свою привлекательность. С нее уже

Акции Deutsche Telekom (DT), крупнейшей компании Старого Света, в последний раз торговались на NYSE 18 июня этого года. DT покинула Нью-Йорк после 14 лет работы на ней и сейчас переходит на биржу ценных бумаг во Франкфурте. Двумя неделями ранее оттуда ушел Daimler, первая немецкая компания, зарегистрировавшаяся в Нью-Йорке в 1993 году. Ее представители заявили, что для привлечения иностранных инвесторов крупнейшая мировая биржа им больше не нужна, поскольку все большее распространение получают электронные торги и площадки в Интернете. Осенью 2009 года с NYSE ушел страховой и финансовый гигант из Мюнхена – Allianz. Вернулись домой также BASF, E.on и Bayer. Из 11 «голубых фишек» немецкого биржевого индекса DAX, когда-то зарегистрировавшихся на NYSE, сейчас остались лишь Deutsche Bank, Fresenius, SAP и Siemens.

Конечно, исход немецкого крупного бизнеса из Америки произошел не внезапно, он «созревал» почти 10 лет. Его причиной стало резкое ужесточение правил игры, провозглашенное американским правительством после громких скандалов в начале 2000-х годов (истории с Enron и WorldCom). В 90-е годы прошлого века немецкие компании устремились за океан на волне эйфории, вызванной крупными слияниями и покупками в США. Их венцом были 81-миллиардное слияние Exxon и Mobil в 1999 году и 164-миллиардное AOL и Time Warner в 2000-м. «Женитьба» Daimler на Chrysler в 1998-м, оцениваемая «всего лишь» в 36 млрд. долларов, зародила в немецких бизнесменах мысль о том, что регистрация на американских площадках позволит им лучше конкурировать с американскими соперниками и расширять свое международное присутствие. Deutsche Telekom, например, использовал свою регистрацию на NYSE для покупки целого ряда операторов мобильной связи и превратил свою «дочку» T-Mobile в четвертого в США оператора мобильной связи. Регистрация на заокеанских площадках также повышала престиж компаний из ФРГ и увеличивала возможности поисков новых инвесторов.

13 из 16 немецких фирм, в разное время зарегистрировавшихся на NYSE, начали работать в Нью-Йорке до 30 июля 2002 года, когда вступил в силу закон Сарбейнза–Оксли, значительно осложнивший их жизнь. В первую очередь, чтобы помешать компаниям обманывать инвесторов, была ужесточена и усложнена финансовая отчетность. Это вызвало резкое повышение административных расходов. Бизнесменов, к примеру, заставили нанимать независимого аудитора, чтобы тот следил за их финансовой отчетностью. Компаниям приходилось набирать от 5 до 10 человек, чтобы выполнять требования Комиссии по ценным бумагам и биржевой деятельности (SEC), главного регулятора корпоративной деятельности в США.

В качестве одной из главных причин своего ухода с NYSE, о которых Telekom и Daimler объявили в апреле и марте соответственно, называлось желание упростить финансовую отчетность и снизить административные расходы. Однако стоимость выполнения требований SEC не идет ни в какое сравнение со штрафами, которые накладывали на провинившихся американский регулятор и министерство юстиции США. Daimler недавно пришлось иметь с ними дело. В апреле немецкий автопроизводитель согласился выплатить 185 млн. долларов за подкуп правительственных чиновников в других странах через систему тайных банковских счетов. Самое забавное то, что ни одного случая дачи взятки на американской территории не было. Еще хуже «попал» Siemens, оштрафованный два года назад за те же нарушения на рекордные 1,6 млрд. долларов. Несмотря на то, что в компании утверждают, что не собираются уходить с NYSE, специалисты полагают, что бегство произойдет при первом удобном случае.

#В мире #Новости
Подпишитесь