Posted 22 июля 2010, 20:00
Published 22 июля 2010, 20:00
Modified 8 марта, 07:05
Updated 8 марта, 07:05
Несмотря на то что Росстат девятую неделю подряд фиксирует инфляцию, близкую к нулю (рост по 0,1% за каждые семь дней), большинство граждан убеждены, что цены растут. По последним данным фонда «Общественное мнение», доля таких оценок составляет сейчас 63%. Максимальной в этом году она была в феврале (85%), но потом стала снижаться и упала до 58%. И вот июль опять отметился ростом инфляционных настроений.
Граждан тревожит, что в первую очередь дорожают сахар (40%), мясо и птица (34%), молоко (22%), рыба и морепродукты (18%). Из услуг наиболее дорогими, по оценке потребителей, оказалась коммуналка (30%), из непродовольственных товаров – медикаменты (30%). «Пока цены на продукты питания, особенно для бедных людей, продолжают расти быстрее, чем в целом инфляция, несмотря на то что по сравнению с предыдущими годами она действительно стала меньше», – комментирует «НИ» ситуацию замдиректора Института современного развития Евгений Гонтмахер.
Конец лета – время сезонного удешевления многих продуктов питания. По наблюдениям «НИ», которые уже четвертый год отслеживают цены на 23 наименования продовольствия в пяти столичных торговых точках, как правило, в конце июля – начале августа снижаются цены на овощи и фрукты. Это всегда дает надежду властям, что благодаря «сезонному фактору» инфляция уступит место дефляции, то есть падению цен. Однако, как выяснили социологи, россияне таких надежд в массе своей не питают. Если в начале июня 65% опрошенных полагали, что все и дальше будет дорожать, то в июле таких стало 73%.
Евгений Гонтмахер не думает, что по итогам года инфляция будет высокой, однако он отмечает, что «ситуация во второй половине года будет зависеть от финансовой политики властей и в целом от того, как будет развиваться экономическая ситуация в стране». По мнению эксперта, сейчас основные проблемы – это рост тарифов на услуги ЖКХ и общественный транспорт. А председатель Союза потребителей России Петр Шелищ добавляет к этому еще один нюанс. «Порой инфляционные ожидания населения зависят не только от каких-то объективных факторов, но и от общих ощущений людей. Если жить становится труднее, то и прогнозы даются более мрачные, если легче – все воспринимается с оптимизмом. Если большинство россиян готовятся к худшему, значит, улучшений в своей жизни они не чувствуют», – пояснил «НИ» эксперт.