Уже в момент объявления приватизации было ясно, что активные игроки рынка детской литературы вряд ли будут принимать в ней участие, поскольку ни сам продаваемый бренд, ни его активы не представляют, по мнению многих экспертов, никакого интереса. Именно поэтому генеральный директор издательства «Детская литература» Олег Вишняков опасался, что издательство купит непрофессионал или человек, не заинтересованный в издательском бизнесе. И это приведет к ликвидации издательства, которое и по сей день активно функционирует, приносит прибыль и добросовестно платит налоги. Ежегодно «Детская литература» выпускает около 120 наименований книг тиражами от 5 до 10 тысяч экземпляров. Это, конечно, не та «Детская литература» – советский монополист по изданию книг для детей, идеолог и производитель миллионных тиражей и заботливая нянька многих хороших и не очень писателей, но все же…
Известный столичный издатель Вадим Мещеряков так прокомментировал «Новым Известиям» ситуацию с несостоявшейся приватизацией издательства «Детская литература»: «Профильных игроков рынка, скорее всего, не заинтересовал предлагаемый пакет: у издательства нет своего помещения, например, какого-нибудь особнячка в центре Москвы, оно само арендует помещение. И самое главное, издательство не является владельцем авторских прав каких-то исключительно прибыльных писателей. Зачем тогда его покупать? Сама по себе легендарность бренда не является гарантией того, что после его приобретения дела пойдут хорошо. И вряд ли кто-то из непрофильных игроков захочет войти в историю как ликвидатор легендарного издательства. Покупать «Детскую литературу», чтобы потом ее перепрофилировать или закрывать, – очень невыгодно из-за знакового места этого издательства в истории культуры России».
Заместитель генерального директора издательства «Детская литература» Ирина Котунова сказала «Новым Известиям»: «В наше время совершенно незачем тратить миллионы на то, чтобы купить целое издательство с его проблемами и обязательствами. Лицензия на издательскую деятельность вообще уже не нужна, приобрести авторские права может любой желающий, были бы деньги, пройти предпечатный процесс можно в одном из многочисленных агентств, а из типографий, желающих напечатать книгу, выстроится очередь. Собственно, многие нынешние издатели уловили эту тенденцию уже в конце 1980-х – начале 1990-х годов прошлого века. Они, будучи частными предпринимателями, перекупали авторские права на книги, подготовленные в «Детской литературе». Я говорю о книгах Григория Остера, Эдуарда Успенского, Кира Булычева и других знаменитых авторов. Эти книги издавали, получали прибыль и строили таким образом бизнес. «Детская литература», оставаясь государственным издательством, не могла себе этого позволить и не может позволить по сей день. Государство никогда не проявляло по отношению к нам щедрости и сейчас этого не делает. Мы не получаем от него никаких субсидий. А права на участие в государственных программах по выпуску литературы для детей добиваемся на общих основаниях, конкурируя с частными издательствами».
Остается непонятным, зачем объявлять аукцион, обреченный на неудачу? Понадеялись на чудо, но чуда не случилось. Однако, как сообщили «НИ» в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, приблизительно через год «Детская литература» опять будет выставлена на продажу. Возможно, тогда появится некий доброхот, который захочет на свои кровные возродить былую славу советского «Детгиза», избавив его от маловероятной перспективы потонуть в недрах другого бренда. Что поделать, если государственная «Детская литература» категорически не нужна самому государству?