Posted 14 июля 2010, 20:00
Published 14 июля 2010, 20:00
Modified 8 марта 2024, 07:10
Updated 8 марта 2024, 07:10
Такая же участь постигла и его тренера Отаке, и еще около трех десятков известных борцов, то есть примерно каждого третьего члена элиты сумо. Всего же в азартомании признались 65 из 700 сумоистов, регулярно делавших ставки на исходы поединков в бейсболе, гольфе и даже в маджонге. На карту, считают сами японцы, поставлено само будущее их национального вида спорта, насчитывающего 1,5 тысячи лет. Ведь в данном случае речь идет не только о десятках тысячах долларов незаконных ставок на тотализаторе, но и о рэкете, таинственных посредниках и даже контакте отдельных борцов с японской организованной преступностью.
Больше всего имиджу сумо повредила именно связь с якудзой. Впрочем, этот секрет Полишинеля не знало или делало вид, что не знает, лишь руководство ассоциации и сотрудники министерства образования, курирующие сумо. Первым арестовали Мицутомо Фуруити, бывшего борца, а сейчас члена якудзы, который обвиняется в шантаже Котомицуки, ставшего, кстати, первым в истории сумо дисквалифицированным озэки. Фуруити требовал от Котомицуки 150 млн. долларов, угрожая рассказать всему свету о страсти чемпиона к незаконным азартным играм. Гангстер успел до ареста выманить у борца свыше 5 млн. долларов. Также выяснилось, что самые лучшие места вокруг рингов-дохе, которые обычно оставляют для членов фан-клубов и корпоративных спонсоров, каким-то образом доставались боссам Ямагути-гуми, наиболее мощного в Японии криминального синдиката.
Кстати, то обстоятельство, что среди якудза немало бандитов с комплекцией сумоистов, в Японии никого не удивляет. Многие борцы, спортивная карьера которых не задалась, уходят в мафию. Причем некоторые даже становятся боссами.
Пресса призывает ассоциацию, не сумевшую сохранить чистоту древнего вида спорта, к ответу. Влиятельная газета Asahi Shimbun, например, предложила подать в отставку всему правлению JSA в полном составе, а это 120 человек. В свою очередь руководство JSA собиралось не только наказать запятнавших репутацию японского сумо спортсменов, но и отменить очень популярный двухнедельный турнир в Нагое, один из шести этапов «Большого шлема». Впрочем, в последний момент ассоциация отказалась от этой смелой идеи. Зато впервые за несколько последних десятилетий столь крупный и значительный турнир не будет транслироваться в прямом эфире. Именно из-за скандала.
Скандал, как всегда, разразился не вовремя, когда сумо еще не пришло в себя после серии других инцидентов. В декабре 2009 года, к примеру, одного из тренеров приговорили к шести годам тюрьмы за то, что в его «конюшне» (так называют в Японии тренировочные базы, где сумоисты тренируются и живут под руководством наставников) погиб 17-летний спортсмен. После того как он решил бросить занятия, на него напали трое товарищей, вооруженных бейсбольными битами. На теле погибшего обнаружили также десятки ожогов от сигарет. В феврале уже текущего года из-за скандала вынужден был уйти из большого спорта йокодзуна (высший ранг в сумо) Асашорю, доминировавший на дохе в последние годы. В пьяной драке около токийского ночного клуба он сломал нос противнику. Причем это произошло сразу за дисквалификацией нескольких сумоистов, у которых нашли марихуану.
Между тем поклонники сумо считают, что их вид спорта обвиняют во всех грехах незаслуженно. Сумоисты, говорят они, ведут себя не хуже и не лучше остальных японцев. За игрой на тотализаторе регулярно ловят представителей и других видов спорта, однако там все обходится без скандалов. Существует мнение, что многие беды сумо от того, что оно не сумело приспособиться к реалиям ХХI века. После десятилетий закрытости оно получило международное признание, в нем появились большие деньги. Вместе с тем очень жесткая система подготовки отбивает желание у многих юношей с севера Японии, основного поставщика борцов, заниматься сумо. Да и стать миллионерами в этом виде спорта может только элита. Заработки же основной массы борцов оставляют желать лучшего.