И никаких заявок

12 июля 2010, 00:00
Как сообщила в конце прошлой недели пресс-служба правительства, Владимир Путин своим распоряжением утвердил программу повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и план мероприятий по реализации программы в этом году. Главное в этих документах – внедрение программно-целевых принципов организации р

О реформе бюджетного планирования премьер заговорил еще в апреле, когда отчитывался перед депутатами Госдумы. Было сказано, что уже до конца этого года коренным образом изменится принцип бюджетных трат – в их основу лягут государственные программы, базой для которых станут проекты, вошедшие в Основные направления деятельности правительства до 2012 года. «Речь идет о таких ключевых для будущего страны вещах, как решение демографических проблем, улучшение качества образования, здравоохранения, строительство жилья, а также о росте экономики, внедрении инноваций, увеличении производительности труда и энергоэффективности производства», – пояснил тогда Владимир Путин.

Одновременно под это дело предполагается создать необходимую информационную среду, внедрить технологии для реализации управленческих решений и усиления общественного контроля за органами власти. По мнению разработчиков программы, это обеспечит более тесную увязку бюджетного планирования с мониторингом достижения заявленных целей и простимулирует участников бюджетного процесса к проведению структурных реформ. Перечень госпрограмм на текущий год до конца августа должны подготовить Минфин и Минэкономразвития.

Считать деньги заставляет сама жизнь. Дефицит бюджета России в 2010 году установлен сейчас на уровне 5,4% ВВП (2,4 трлн. руб.) против первоначальных 6,8%. И хоть это на 0,5% ниже уровня прошлого года, сумма все равно колоссальная. «Но даже не в самой сумме дело, а в том, что мы на эти деньги получаем в десятки раз меньше дорог и жилья, чем такие же налогоплательщики за рубежом, – пояснил «НИ» генеральный директор центра «Финэкспертиза» Агван Микаелян. – А происходит это из-за отсутствия какого бы то ни было контроля за расходованием средств». Счетная палата, конечно, постфактум все проверяет и находит массу нарушений, но общественности неизвестны случаи, когда виновные в неразумных и неэффективных тратах бюджетных денег были бы наказаны. И ком этот, по мнению эксперта, нарастает.

Тем временем Минфин с энтузиазмом закатывает рукава. «На 2011 год мы внесем проект бюджета в старой структуре, но аналитически все средства будут разбиты по программам», – обещает министр финансов Алексей Кудрин. По его словам, 2011-й станет экспериментальным годом, когда наряду с обычным бюджетом сверстают еще и «программный» вариант. «Потом, уже с 2012 года, мы перейдем на распределение всех средств по программам, и основное распределение будет программным», – заверил чиновник. Таким образом, с 2012 года формирование бюджета России начнет основываться не на заявках министерств и ведомств, как сейчас, а на госпрограммах. А на данный момент федеральные целевые программы составляют только 8% расходной части бюджета, остальные 92% формируются исходя из заявок, которые пишут сами чиновники.

Агван Микаелян, признавая, что «программный» бюджет – это шаг вперед, все же сомневается в том, что он способен в корне изменить систему государственных «растрат». «Чудес в нашей стране не бывает. Но улучшения возможны… Какова будет скорость этого движения? Я скептик, но если мы в результате внедрения нового принципа станем за год строить хотя бы столько дорог, сколько Китай за пять дней, это уже будет прогресс, потому что тогда лет через 20 лет все будет хорошо», – рассуждает специалист. Но, по его словам, нельзя вводить «программный» принцип повсеместно. «Есть области, где количественный подход неуместен абсолютно, и тут бы оставить прежний «процессный», – полагает г-н Микаелян. – Например, МВД не может постоянно увеличивать раскрываемость преступлений, потому что для этого должна расти преступность. То же и в системе образования – увеличение трат под конкретные показатели успеваемости рождают только приписки. Поэтому и нужен дифференцированный подход к финансированию разных сфер».

А Олег Замулин, профессор Российской экономической школы, еще более скептичен. «Наша беда – отсутствие политической воли к контролю бюджетных расходов. Если бы был контроль, менять ничего бы не пришлось. Заявлена новая система, но кто будет ее контролировать? Те же чиновники, «благодаря» которым мы уже получаем различные государственные проекты во много раз дороже, чем аналогичные за рубежом. Так что, я боюсь, в рамках существующей системы ничего другого не будет. Правительство никогда не начнет контролировать само себя. Отсюда мой «густой» пессимизм», – заявил «НИ» ученый.

#Экономика #Новости
Подпишитесь