Posted 7 июля 2010, 20:00
Published 7 июля 2010, 20:00
Modified 8 марта, 06:47
Updated 8 марта, 06:47
Большинство показателей, из которых складывается индекс потребительской уверенности, по-прежнему находятся в минусе. Так 59% населения считают, что сейчас неблагоприятное время для крупных покупок, а 49% россиян сочли неподходящими условия для сбережений. Индекс произошедших изменений личного материального положения составил минус 8%. Не смог выбраться из отрицательных значений и индекс произошедших экономических изменений (-6%), хотя и поднялся по сравнению с прошлым кварталом на 12 процентных пунктов.
Некоторые показатели все же достигли положительной отметки. Например, индекс ожидаемых изменений в экономике составил 5%, а индекс ожидаемых изменений личного материального благополучия «возвысился» до 0,3% , что на 4 процентных пункта выше первого квартала. Можно сказать, что россияне смотрят в будущее со сдержанным оптимизмом. «Сейчас лето, солнце, отпуска – мир видится в розовом свете, тут может действовать сезонный фактор, – заметил «НИ» директор Института социальной политики Сергей Смирнов. – Осенью же, когда люди вернутся на работу, индекс может стать ниже. Нынешний рост связан со стабилизацией потребительского рынка, возможно, тут сказывается и действие социальных программ».
Быстрее всех меняют свои ожидания в сторону лучшего люди среднего возраста – в этой категории индекс поднялся на 6 процентных пунктов. Молодежь и пенсионеры более сдержанны – рост на 4 и 3% соответственно. «Люди верят тому, что слышат по радио и видят по телевидению, а там им говорят, что мы выходим из кризиса, – пояснил «НИ» президент Союза потребителей России Петр Шелищ. – Плюс к этому граждане привыкли к тому, что нет прежнего роста доходов, смирились с этим».
Заметим, что в Европе надежды на будущее не столь радужны. В благополучных Германии и Великобритании индекс потребительских ожиданий равен минус 9%. Мрачнее всего будущее представляется жителям Греции (-66%), Румынии (-55%), Португалии(-40%) и Литвы (-37%). Спокойны в отношении собственного будущего только скандинавы: в Швеции индекс составляет 24%, в Дании и Финляндии – по 17%. Однако и у нас, несмотря на положительную динамику, есть настораживающие факторы. После резкого падения в апреле 2009 года до минус 35%, индекс неуклонно рос. Во втором квартале 2009 года он увеличился на 3%, в третьем – на 7, в четвертом – на 5, а в январе– марте этого года – сразу на 10%. То есть получается, что по темпам роста наша потребительская уверенность вернулась сегодня к июлю 2009 года. «Если цены на нефть упадут, то они потянут за собой и индекс», – опасается Сергей Смирнов. Так что уверенность наша пока весьма шаткая.