Марш огурцов

2 июля 2010, 00:00
Июнь явно порадовал столичных потребителей. Заметное падение цен на весь фруктово-овощной ассортимент продовольственного набора «НИ» привело к тому, что его общая стоимость снизилась в среднем на 2,5%. А тот отрадный факт, что это происходит второй месяц кряду (в мае наша корзина подешевела на 0,8%), позволяет говорить

В этом году и природа пробудилась раньше, и температурные рекорды стали привычными, и сезонный фактор на продуктовом рынке проявляется с опережением графика последних лет. Обычно май еще проверяет кошельки потребителей на прочность ценовыми скачками. А в этот раз в последний месяц весны стоимость нашей условной корзины, в которую мы кладем продукты 23 наименований, чуть опустилась (на 0,8%). В июне процесс пошел активнее – набор «НИ» уценился в среднем на 2,5%, хотя, скажем, год назад он еще держал оборону и дал прибавку в 0,6%.

Как это обычно бывает, то, что большую часть года служит основным мотором разгона цен (овощи, а в частности свежие огурцы и помидоры), летом сначала становится главным фактором ценовой стабилизации, а потом и торможения. Особенностью нынешнего июня было то, что в той или иной мере подешевел абсолютно весь фруктово-овощной компонент нашей редакционной корзины. Тон задавали огурцы, томаты и картофель, сбросившие цены в среднем на 34, 21 и 20%. При этом пали последние торговые бастионы, еще месяц назад не желавшие считаться с тем, что свежие овощи объективно уже должны становиться дешевле. Результатом стало то, что в этих точках произошел сброс цен на главную витаминную продукцию сразу на 40–60%.

По остальным фруктово-овощным позициям удешевление за месяц не было таким резким, но тоже оказалось вполне заметным – 3–8%. Вообще из 23 наименований продуктов, входящих в нашу редакционную корзину, цены упали на 15. Это не рекорд, но факт, безусловно, достойный благосклонного внимания. В числе значительно подорожавших продуктов оказался ржаной хлеб, однако за этим вряд ли стоит искать тревожную тенденцию. Объяснение – очередная ассортиментная коллизия: в одном из магазинов в день нашего «замера» дешевого сорта хлеба просто не оказалось, а дорогой – он и есть дорогой. Впрочем, посмотрим, что будет в июле, и тогда уже будет пища для каких-то более глубоких умозаключений.

Вот что действительно уже начинает тревожить, так это рост цен на курятину. За последние два месяца она стала дороже в среднем на 13%. Специалисты объясняют это отчасти тем, что рынок, наконец, почувствовал прекращение американских поставок. Своими силами наши производители с его насыщением справляются, но с ценами не церемонятся – сужение конкуренции никогда не было на пользу потребителям. На днях Россия и США договорились, что «ножки Буша» опять к нам полетят, так что есть надежда, что до конца лета цены на куриное мясо стабилизируются, а может быть, даже и слегка понизятся. Если это произойдет, скажем спасибо Дмитрию Медведеву и Бараку Обаме, которым пришлось вмешиваться в решение «птичьей» проблемы.

Власти сейчас не упускают случая, чтобы погордиться тем, что им удается обуздать инфляцию. Если судить по нашей корзине (что экономически не совсем корректно, зато потребительски вполне показательно), оснований для гордости, прямо скажем, маловато. За первое полугодие стоимость набора «НИ» выросла на 13%. Это меньше, чем за январь – июнь 2008 года (15,1%), но больше, чем за те же месяцы 2009-го (11%). Два года назад роковую роль сыграла зимняя заморозка цен на «социально значимые» продукты, по окончании которой все подорожало в среднем на 10%. А в прошлом и этом годах самым лютым для потребителей был февраль, когда наша корзина прибавила в цене 6,5 и 8,5% соответственно. Правда, нынешний весенне-летний спуск покруче и побыстрее, на него, собственно, и надежда.

В заключение, как всегда, попробуем заглянуть в ближайшее будущее. По опыту двух предыдущих лет можно ожидать, что общая стоимость нашего продуктового набора понизится. В прошлом году июльский ценовой сброс составил 5%, в позапрошлом – 3%. В это правило, правда, не вписывается пик лета 2007 года, когда корзина «НИ» подорожала на 3%. Но этому было довольно экзотическое объяснение. Тогда мы еще фиксировали цены на ананасы, а они три года назад выстрелили в покупателей одномоментным повышением на 400% и испортили всю картину наших наблюдений, которая по прочим позициям писалась в ярко розовых тонах. С тех пор мы отказали от дома этому антинародному фрукту, заменив его демократическими бананами. А они, хочется верить, не подведут. Короче, наш прогноз на июль – удешевление общей стоимости корзины в среднем на 4–5%.

СТОИМОСТЬ ПРОДУКТОВ НА 30 ИЮНЯ 2010 ГОДА*

#Общество #Михаил Крючков #Новости
Подпишитесь