Сегодня, в дни бума домашних кинотеатров и Интернета, тем не менее есть вещи, которые впервые открываются именно здесь, на фестивале: так два года назад событием стала представленная на ММКФ ретроспектива Джона Кассаветиса, о которой до сих пор с придыханием вспоминают киноманы.
И сейчас есть куда податься: тут и ретроспективы Серджо Леоне, Клода Шаброля, Акиры Куросавы, и программа военных блокбастеров, и представление документального сериала Александра Сокурова «Интонация». Вдобавок – «Чеховские мотивы», «Русский след», «Китайское кино: фрагменты истории».
Есть в этом году и новые, или обновленные, программы. «Секс. Еда. Культура. Слава» вобрала в себя фильмы, связанные с темами кулинарии и эротики. Слава здесь в общем-то ни при чем и помянута главным образом для того, чтобы получилась эффектная аббревиатура «СЕКС». Однако по сути своей программа достаточно революционна: не помнится, чтобы в прошлом на ММКФ показывали кино про братьев-геев («Холостые выстрелы») или дружбу лесбиянки с трансвеститом («Элвис и Мадонна»).
Необычной получилась в этом году традиционная «Московская эйфория»: она появилась с подзаголовком «Выбор ФИПРЕССИ». Программа открылась «Лурдом» австриячки Джессики Хауснер. Молодая женщина, жертва рассеянного склероза, приезжает в мировой центр паломничества в надежде на исцеление, но попадает на комбинат по производству чудес, с хорошо поставленными пиаром и рекламой. Фильм поднимает вопрос об эфемерности чуда и о его неизбежной двойственности. Когда героиня вдруг встает из инвалидного кресла и делает первые самостоятельные шаги, это скорее оказывается результатом любовной, чем божественной терапии. И если жить без чудес можно, то без любви жизнь теряет всякий смысл.
Это была единственная новая картина «Московской эйфории». Остальные сняты знаменитыми ныне режиссерами, но некогда они были открыты критиками и получили первое признание в виде призов ФИПРЕССИ – Международной федерации кинопрессы. Зрители могут познакомиться с ранними лентами Михаэля Ханеке, Брюно Дюмона, Кристи Пуйю, а также пересмотреть «Коктебель» Алексея Попогребского и Бориса Хлебникова, награжденный призом ФИПРЕССИ как раз на Московском фестивале.
Попогребский, Хлебников и другие режиссеры российской «новой волны» предложили по одному любимому фильму для программы «Поколение «ноль» выбирает». Здесь и «Прирожденные убийцы» Оливера Стоуна, и «Солярис» Андрея Тарковского, и «Вальсирующие» Бертрана Блие, и даже совсем классическая «Табачная дорога» Джона Форда.
Как всегда, аншлаг на документальной программе «Свободная мысль». Разве можно было пропустить «Безумную жизнь» Кристиана Поведы – испанского режиссера, проникшего в подпольную среду латиноамериканских молодежных банд и поплатившегося за это жизнью? В тот же день в программе «Азиатский экстрим» показывали «Схватку» филиппинца Пепе Диокно – и это было продолжение той же темы, только в жанре «экшн». Конкурирующие, истребляющие друг друга банды – заложники и жертвы коррумпированной системы, которая сегодня господствует в большинстве стран третьего мира.
Особое место на ММКФ занимают хиты с недавнего Каннского фестиваля. «Поэзия» корейца Ли Чан Дона (программа «Азиатский экстрим») – драма немолодой женщины, которой грозит болезнь Альцгеймера. Одновременно выясняется, что ее любимый внук замешан в групповом изнасиловании, а девушка-одноклассница, жертва насилия, покончила с собой. Героиня находит способ наказать внука, самым невероятным способом достать денег для матери погибшей девушки и еще – написать первое и последнее в своей жизни стихотворение.
В программе «Восемь с половиной» погоду делают два фильма, награжденные в Канне и Венеции. «О людях и богах» французского режиссера Ксавье Бовуа – реконструкция истории, случившейся в 1996 году в Алжире, когда семь французских монахов цистерианского монастыря были похищены ваххабитами и впоследствии убиты. А «Ливан» израильтянина Шмуэля Маоза – удивительный опыт изгнания бесов войны с помощью кинематографа. Бывший участник ливанской кампании 1982 года снова сел в танк, чтобы заново увидеть и пережить так сильно травмировавшие его события молодости. Кино – одно из тех земных чудес, что не хуже богов способно исцелить израненную душу.