Posted 23 июня 2010, 20:00
Published 23 июня 2010, 20:00
Modified 8 марта, 06:55
Updated 8 марта, 06:55
Глава грузинского финансового ведомства Каха Баиндурашвили, представляя законопроект на заседании финансово-бюджетного комитета парламента, отметил, что «в продолжение курса правительства на сокращение налогов» в новом кодексе расширять налогооблагаемую базу предложено за счет высокодоходных отраслей экономики. Как пояснил «НИ» известный в стране экономист Гия Хухашвили, самыми активными в грузинской экономике являются «телекоммуникационная отрасль, нефтяной бизнес, строительство, хоть оно в последнее время и хромает, и, конечно, торговля». В проекте предусмотрено увеличение акцизов на алкоголь и телекоммуникацию, повышен и налог на экспорт черных и цветных металлов.
«Это довольно обширный сегмент экономики, авторы законопроекта ожидают, что крупные инвестиции будут стимулированы и за счет этого расширится налогооблагаемая база. Но я к этому делу отношусь несколько скептически, ибо не думаю, что фундамент этого налогового кодекса, так же, как и действующего, предполагает стимулирование инвестиций, – подчеркнул эксперт. – Главная проблема заключается даже не в ставках налогов, а в административном беспределе, то есть в отношении государства к налогоплательщику. Чтобы этот закон реально стал революционным, необходимо сделать так, чтобы презумпция невиновности налогоплательщика была гарантирована законом, а все налоговые конфликты разрешались только в суде».
Впервые включив в налоговое законодательство такие термины, как «микробизнес» и «малый бизнес», минфин предусмотрел дифференцированные ставки для каждой из категорий предпринимательства. «Микро» считается бизнес, годовой доход которого не превышает 30 тыс. лари (примерно 16 тыс. долларов) и где не применяется наемный труд, а «малыми» – предприятия с годовым доходом до 200 тыс. лари (примерно 106 тыс. долларов). Первый полностью освобождается от налогов, а второй – только от уплаты НДС. Целью такой дифференциации провозглашено максимальное способствование развитию мелкого и среднего бизнеса. Кроме того, документом предусмотрено введение института бизнес-омбудсмена, который будет стоять на страже прав предпринимателей.
Главные же социальные последствия обновленного налогового законодательства вытекают из того факта, что НДС облагаются вузы и спецшколы, в частности спортивные и музыкальные. Это положение законопроекта вызвало наибольшую критику со стороны оппозиции, которая не без оснований видит в нем угрозу повышения стоимости обучения. На специальной пресс-конференции одна из лидеров «Новых правых» Манана Начкебия заявила, что рост платы за образование на нынешнем «тяжелейшем социальном фоне» приведет к тому, что учеба будет по карману лишь элите.
Поначалу недовольство новым кодексом стали выражать и печатные СМИ, которые, заметив в законопроекте статью о введении НДС на газеты и журналы, подняли шум. Однако министр финансов поспешил их заверить, что это всего лишь недоразумение, вкравшееся в рабочий вариант документа. «Пресса облагаться налогом не будет», – пообещал он.