Posted 20 июня 2010, 20:00
Published 20 июня 2010, 20:00
Modified 8 марта, 06:58
Updated 8 марта, 06:58
Свою точку зрения г-н Кудрин, как это и подобает министру финансов, отстаивает с цифрами в руках. По его данным, на сегодняшний день в России на 128 работающих приходится 100 пенсионеров. В 2012 году число работающих сократится до 112, а к 2030-му, когда это соотношение сравняется, бюджет просто не выдержит такой нагрузки. Однако снизить расходную часть пенсионного фонда путем увеличения возраста выхода на пенсию не так-то просто. Во-первых, подобная мера вряд ли встретит понимание у большинства населения. Во-вторых, возраст ухода на заслуженный отдых во многом зависит от продолжительности жизни, которая в нашей стране по-прежнему не очень-то и высока. Особенно это касается сильного пола. Если у женщин, по данным Росстата, в текущем году продолжительность жизни составит 75,5 лет, то у мужчин, которые выходят на пенсию в 60 лет, – всего 63,7. На практике это означает, что при увеличении пенсионного возраста большинство из них до этого порога просто не доживут.
Исходя из этого включившаяся в полемику вокруг мер по спасению Пенсионного фонда глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина высказала мнение, что было бы правильнее не повышать пенсионный возраст, а стимулировать более поздний уход на пенсию. По ее словам, пенсионная система в нашей стране действительно должна быть в долгосрочном периоде сбалансирована, однако этого можно достигнуть более щадящим способом. С ней согласен помощник президента РФ Аркадий Дворкович, который, правда, не исключает, что повышение пенсионного возраста через несколько лет может быть вполне возможно, однако при нынешней продолжительности жизни это исключено. По его мнению, индикатором готовности общества к переходу на новую систему может стать число работающих пенсионеров, которое пока крайне невелико.
Дискуссии о том, быть или не быть повышению пенсионного возраста в нашей стране, ведутся уже не первый год. Однако в период кризиса они стали особенно актуальны, причем не только для России, но и для стран Западной и Восточной Европы, правительства которых, столкнувшись с долговыми проблемами в бюджетах, уже начинают переходить от слов к делу. К примеру, в Испании, где готовится пенсионная реформа, аналитики не сомневаются, что ее суть будет состоять в увеличении возраста выхода на отдых с 65 до 67 лет. Похожая картина наблюдается и в Греции, где работающие граждане скоро будут становиться пенсионерами в 63 года, то есть на два года позже, чем сейчас. Такие же реформы намечаются и в Нидерландах, где к 2025 году планируется поднять возраст выхода на пенсию до 67 лет. А в Финляндии, Дании, Норвегии и Швеции действующее пенсионное законодательство и так довольно жесткое: отправиться на заслуженный отдых здесь можно не раньше 63, 67, 62 и 65 лет соответственно. Впрочем, выбирая в качестве ориентиров примеры западных стан, стоит учитывать, что качество и продолжительность жизни там существенно отличаются от российских, поэтому прямые сравнения в любом случае выглядят неуместно.
По мнению независимых экспертов, повышение пенсионного возраста – не панацея. «Подобные меры не способны раз и навсегда решить проблемы, связанные с пенсионным фондом, – заявила «НИ» член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. – Разумеется, в этом случае нагрузка на бюджет уменьшится, однако это улучшение будет временным. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, нужны серьезные структурные изменения. Во-первых, правительству необходимо признать провал пенсионной реформы, а во-вторых, пора отказаться от накопительной части в пользу распределительной, которая доказала свою эффективность. Кроме того, не стоит забывать, что увеличение пенсионного возраста приведет к всплеску безработицы, причем не только среди людей после 60 лет, у которых возможность трудоустроиться и так минимальна, но и среди молодежи. Поэтому правительству стоит отказаться от идеи увеличить пенсионный возраст, предоставив пенсионерам право самим решать, стоит ли им работать после выхода на пенсию или нет».