На пресс-конференции организаторы фестиваля сообщили, что «фестиваль – это окно в мир, которое нужно держать открытым». Отчасти это соответствовало действительности. Посетители получили возможность, не покидая Москвы познакомиться с новыми тенденциями мировой культуры. Все четыре дня во внутреннем дворе ЦДХ царила вполне непринужденная обстановка летнего уличного фестиваля. Посетителей было в меру: зрителей и слушателей вполне хватало, чтобы ни одно мероприятие не выглядело скучным, но и толчеи не наблюдалось. Проведя на фестивале несколько дней и всматриваясь в примелькавшиеся лица, корреспондент «НИ» понял, что изо дня в день в ЦДХ в основном приходят одни и те же люди: те, что помоложе, как правило, принадлежат к творческому цеху, постарше – фанатичные читатели. Собственно, произошло то, что и должно было произойти: литература в основном стала сферой интересов избранных, точнее тех, кто ею занимается профессионально, и немногочисленных фанатов.
Форма реализации заявленных идей фестиваля не прочитывалась с ходу: во внутреннем дворе ЦДХ были развернуты большие палатки с табличками «Гурзуф», «Ялта», «Севастополь» и т.д. Почему вдруг нам предложили почувствовать себя гостями украинских городов – так и осталось неясным. Возможно, это был намек на Дома творчества писателей СССР, где отдыхали писатели и поэты, проходили творческие дискуссии и встречи? Но почему тогда не было писательской Мекки – Коктебеля?!
Под пологами этих палаток-шатров и клубилась интеллектуальная атмосфера, проходили «круглые столы», презентации книг, встречи с авторами. Именно встречи с авторами, пожалуй, и были самой удачной частью программы. К читателям пришли Людмила Улицкая, Владимир Войнович, Андрей Битов, Юрий Поляков, Захар Прилепин, Андрей Геласимов, Илья Стогов, Мариетта Чудакова, Мариам Петросян, Михаил Шишкин, Дмитрий Быков, Сергей Гандлевский и другие. Встречи с авторами проходили в европейском формате: писатель читал отрывок из своего произведения, потом ему задавали вопросы, а когда наступало время освободить шатер для следующего мероприятия, разговор продолжался во дворе. У автора этих строк сложилось стойкое ощущение, что и те и другие (писатели и читатели) были искренне рады общению, показалось даже, что эти две группы соскучились друг по другу. Вопросы были неформальными, а ответы искренними, подробными.
В фестивале приняли участие более 50 иностранных гостей из 21 страны. В этом году чаще всего обсуждали книжный бизнес в условиях кризиса, изучение феномена культурной автономии в России последних лет, изменение статуса писателя и читателя, будущее печатного слова. На мероприятиях, посвященных этим темам, непрерывно звучали слова «закат эпохи Гутенберга», «ослабление роли писателя», «победа масскульта», «читатель нового типа». Даже была заявлена тема: «Почему (не) стыдно любить поп-культуру?». Собравшиеся обсуждали книгу и сериал про доктора Хауса. И известный психотерапевт Марк Сандомирский научно обосновал безрадостный вывод: потребление поп-культуры – закономерный и единственный способ избежать психических расстройств из-за информационных перегрузок.
Специалисты обсуждали, как может выглядеть книга будущего, изменится ли ее содержание под воздействием новых технологий, какая судьба ожидает печатные издания. Многочисленные метаморфозы печатного слова, его создателя и потребителя были отмечены, описаны в общих чертах, но нигде не прозвучал научный анализ происходящего. Из чего можно сделать однозначный вывод, что время научного анализа и реального прогноза еще не пришло.