Posted 9 июня 2010, 20:00
Published 9 июня 2010, 20:00
Modified 8 марта, 02:18
Updated 8 марта, 02:18
Только по официальной статистике, за 2009 год объем российского рынка гостиничных услуг превышал 2,5 млрд. долларов. При этом гостиничный рынок российских регионов сегодня на 80% формируется отелями, построенными еще в советскую эпоху. Гигантские суммы инвестируются в строительство новых отелей и ремонт старых. При этом туристы до сих пор не могут рассчитывать ни на достойный сервис, ни на удобное положение гостиницы, ни даже на то, что им хватит мест.
По данным исследования компании Knight Frank, стоимость проживания в московском отеле выросла на 13% и стала самой высокой в Европе. Тогда как число туристов, посетивших Белокаменную, снизилось на 10%. Более 40% номеров в столичных гостиницах категории четыре-пять звезд – а таких в городе большинство – стоят пустыми. Пускать ситуацию на самотек власти не намерены. В соответствии с Генпланом развития города к 2025 году в столице появится еще 300 новых гостиниц. Это позволит увеличить номерной фонд вдвое – до 150 тыс. мест. Примечательно, что сильнее всего вырастет сегмент от трех до пяти звезд, что сделает еще более очевидным дефицит дешевых номеров. До конца этого года московские власти запланировали сдать в долгосрочную аренду 15 земельных участков, на которых инвесторам предстоит построить гостиницы. Все бы ничего, но большинство из них расположены за МКАД, например в Митино и Бутово, что делает интерес к ним инвесторов маловероятным.
Ряд экспертов утверждают, что в столице принцип такой: где достался кусок земли, там и строим гостиницу, а насколько удобно туда добраться из аэропорта – дело десятое. «Если смотреть по большим европейским городам, то пятизвездочные отели и хостелы ставят в центре, а частные гостиницы и мини-отели удобнее располагать на окраинах, – пояснил «НИ» научный руководитель Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. – В Париже на кольцевой дороге можно увидеть массу дешевых сетевых гостиниц. Они предназначены для туристов, которые часто пользуются автобусными турами. Но в наших условиях это вряд ли привьется: поток туристов падает, организованных групп мало». «В Москве сейчас очень сложно найти участок, где метро было бы в пешей доступности, – замечает директор туркомпании Илья Клубникин. – Хотя в том же Митино недавно открыли станцию, так что не такой уж недоступный это район. Всегда можно запустить специальные автобусы, курсирующие между аэропортом, гостиницей и ближайшей станцией метро. Кроме того, некоторые гостиницы строятся специально под определенные места: скажем, «Золотой колос» был создан для обслуживания делегаций, приезжающих на ВДНХ».
Ситуация в Санкт-Петербурге сопоставима с московской. Питерские цены считаются одними из самых высоких в Европе – отели в Хельсинки дешевле. А гостиничных мест по-прежнему не хватает, несмотря на дерзкие планы властей увеличить их число с 7 тыс. до 35 тыс. за несколько лет. «Ценовая политика большинства отелей, даже самых престижных, не публична, то есть остается в тени, – заметила корреспонденту «НИ» пресс-секретарь городского управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Татьяна Бронникова. – Вы не можете узнать стоимость люкса или номера повышенной комфортности, зайдя на сайт, потому что там вместо четкой открытой информации указано «по запросу» или «бронировать», то есть лично договариваться с менеджером. Это дает возможность для манипуляции с ценами, а возможно, и с налогами. Трудно понять, почему обычный стандартный номер вместо 4 тыс. рублей сдается от 32 до 35 тыс., и подобное взвинчивание цен нельзя оправдать никаким высоким сезоном. Кстати, несколько гостиниц, с которыми наше управление судилось в прошлом году, сейчас не стали поднимать цены».
В прошлом году УФАС попыталась пресечь эту порочную практику, но без особого успеха. Ситуация повторилась. Перед Петербургским экономическим форумом отельеры подняли цены от 30 до 800%. «Действия гостиниц напоминают действия мародеров, – заявил на днях начальник территориального управления ФАС по Петербургу Олег Коломийченко. – Гостиницы не предприняли каких-либо самостоятельных действий для привлечения клиентов, а воспользовались усилиями правительства России и Петербурга, направленными на организацию и повышение статуса форума для достижения своих коммерческих интересов». Вице-губернатор Михаил Осеевский на это ответил, что сезон в июне «горячий», и то, что цены на размещение возрастают, – вполне логичный бизнес-момент. «Пока что синхронность действий отельеров приходится на большие мероприятия, но мы стараемся отслеживать изменения ценовой политики, – рассказал «НИ» замначальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС РФ Михаил Федоренко. – Впрочем, какие-то сезонные колебания цен вполне допустимы».
Тем не менее определенные подвижки в Северной столице имеются. В 2010–2011 годах планируется ввести в эксплуатацию 22 новые гостиницы на 2,7 тыс. номеров, в том числе и в пригородах города на Неве: Ломоносове, Петергофе, Пушкине, Репино. Всего же сейчас разрабатывается 140 проектов гостиниц. Идут поиски инвестора для реконструкции в 2013 году под престижную гостиницу здания изолятора «Кресты». Заключенных переведут в новое помещение в Колпинском районе. К этому же времени будет построена четырехзвездочная гостиница в международном аэропорту «Пулково». Во многих регионах было решено дать дорогу «монстрам» турбизнеса. Так, в Калининграде большие надежды возлагают на гостиницу «Рэдиссон», которая должна открыться в сентябре 2010 года. В последнее время Калининграду пришлось отказаться от проведения крупных конференций, поскольку в городе нет ни одного отеля и конференц-зала, способного вместить свыше 500 человек. Кроме того, во многих отелях нет собственных ресторанов, бизнес-комнат, Интернета, а сервис там зачастую хромает. Все это, а также дорогой транспорт сильнее всего тормозят развитие местной туристической отрасли, полагает заместитель регионального министра промышленности, курирующая туристическую отрасль, Марина Друтман.
Советская мечта в XXI веке
Основные надежды в деле привлечения туристов в российские города эксперты возлагают на мини-отели и студенческие хостелы. Создать и содержать их намного дешевле, чем стандартные гостиницы. Специфических санитарных и строительных правил обычно не требуется, поскольку они занимают этаж или квартиру в уже построенном доме и фактически могут считаться коммуналками. К примеру, в Нижнем Новгороде в последние годы активно развиваются небольшие частные гостиницы, рассчитанные на людей, находящихся в командировках. Под отели переделываются пустующие апартаменты или офисные здания, как правило, в итоге получается от трех до 10 номеров. А губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, обеспокоенная нехваткой дешевых мест для жилья, порекомендовала бизнесменам подумать, как использовать в высокий туристический сезон пустующие студенческие общежития и школы.
Экономят хостельеры на мебели, зеркалах, освещении и коммунальных услугах – удобства в таких местах, как правило, располагаются на этаже. Однако если в Европе хостели широко распространены, в крупнейших городах России их очень мало. Например, на весь Петербург их около 30. Сутки на человека в самом дешевом обойдутся в 300 рублей. За эти деньги туристу гарантирована койка в 15-местной комнате, зато недалеко от Эрмитажа. Самый дорогой вариант стоит 1,8 тыс. рублей – это одноместная комната-гроб с чудовищными хрустальными люстрами, леопардовым покрывалом и обоями в цветочек. В Москве хостелов 28, самый дешевый вариант находится в Алтуфьево. Правда, создатели подошли к вопросу творчески: за 360 рублей турист получает место в восьмиместной комнате, завтрак и возможность позаниматься в спортзале. Любители «русской экзотики» обязательно оценят кровати в виде нар, множество плакатов с Лениным, а также холодильник, расписанный под Гжель. Дорогие варианты в столице обойдутся в 2,7–3,5 тыс. рублей. За такие деньги путешественник может остановиться либо в пентхаусе с бассейном на Новом Арбате, либо в комнатке без окон, зато с ковром на стене.
Однако такого рода жилье не нацелено на россиян, говорят эксперты, а значит, вряд ли будет активно развиваться в ближайшее время. «У нас непривередливая публика, нет той группы потребителей, которая предъявляла бы масштабный спрос на хостелы, – пояснил «НИ» Владислав Иноземцев. – Турпоток из зарубежья падает в течение нескольких лет, а ведь основная часть гостей хостелов и очень дешевых гостиниц – европейцы. Внутренний туризм вполне удовлетворен теми условиями гостиничного фонда, которые существуют».
Незваные гости
Главным конкурентом немногочисленных гостиниц традиционно считается частный сектор. Бабушки с объявлениями о сдаче квартиры встречают туриста прямо на перронах или у трапа самолета. В Нижнем Новгороде такие зазывалы стоят практически у каждой гостиницы. Ценовую политику они ведут гибкую: если в отеле остались свободные номера, то делают скидку, кроме того, с «частниками» всегда можно поторговаться. Стоимость ночевки в тихой комнатке начинается от 500 рублей. Правда, ни сервиса, ни комфорта, ни даже отсутствия тараканов владельцы квартир не гарантируют. В более крупных городах цены на квартиры выше, а вот комфорт остается примерно на том же уровне. Так, в Казани за 1,5 тыс. рублей предлагают однокомнатное жилье «в самом центре города», как указано на сайте агентства аренды. На практике оказывается, что от бедно обставленной квартирки со сквозняками до центра ехать еще полчаса на общественном транспорте. В Санкт-Петербурге «однушку» можно было снять за 1,8 тыс. рублей, а «трешку» в центре – за 5 тыс. рублей в сутки. Для того чтобы найти квартиру на сутки в Москве, придется потрудиться. «Частники» предлагают сдать ее либо на час, либо минимум на месяц. Туристам, как правило, долго приходится объяснять, что жилье они ищут не для свиданий и не для того, чтобы осесть в столице. Если это все же удается, то счастливый путешественник может распаковывать чемоданы, заплатив в среднем 2,5–3 тыс. рублей. Впрочем, в квартиру можно попасть и бесплатно – воспользовавшись системой Hospitality club (Клуб гостеприимства). Турист регистрируется на сайте, выбирает страну и город, где планирует остановиться и ищет гостеприимных хозяев, которые готовы приютить его на ночь, а то и на несколько. Взамен путешественник обязуется как-нибудь принять их у себя. Такой вариант больше подходит непривередливой и общительной молодежи, которая может переночевать на раскладушке или помыть за собой посуду в качестве «платы» за жилье.
И все же отечественные «частники» стараются не иметь дел с иностранцами. Дело в том, что если зарубежный турист находится в одном городе дольше, чем три дня, он обязан оформить регистрацию по месту пребывания. Подавать документы в отделение ФМС обязан собственник места размещения путешественника. В больших отелях этот механизм отлажен до автоматизма, регистрации оформляются пачками, а вот хозяева квартир считают такие действия ради одного туриста и небольшой прибыли излишними. «Мы формируем пакет законодательных и нормативных инициатив, призванных улучшить ситуацию на рынке средств размещения. В том числе собираемся обратить внимание на проблему регистрации, – рассказал «НИ» вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Александр Иванов. – Получается, туристов автоматически приравнивают к мигрантам, что не может не отпугнуть их от нашей страны. Это нужно решать на федеральном уровне».
Эксперты убеждены: государство, несмотря на громкие обещания, не стремится облегчить жизнь отельерам. «Минтранс, например, собирается взимать деньги со всей придорожной инфраструктуры, в том числе с мотелей, – рассказал «НИ» Александр Иванов. – Мы пытаемся бороться с этим. Вместо того чтобы давать льготы, выделять землю для строительства мотелей, власти делают все, чтобы эта сеть у нас не появилась».
«Отельеры, входя на рынок, сталкиваются с большими издержками: высока стоимость аренды земли, очень высока бюрократическая и коррупционная составляющая, – говорит «НИ» Владислав Иноземцев. – Да и сами бизнесмены хотят как можно быстрее окупить затраты. А практика показывает, что при 100% загруженности четырехзвездная гостиница окупается в три раза быстрее, чем имеющая «три звезды». Учитывая, что есть дефицит во всех сегментах рынка, дешевле строить гостиницы, которые окупаются быстрее».
ИЗРАИЛЬСКАЯ АССОЦИАЦИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ОТЕЛЕЙ СТАРШЕ ЕВРЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
УКРАИНСКИЕ ОТЕЛЬЕРЫ УМЕЛО ПОЛЬЗУЮТСЯ НИЗКИМИ ТЕМПАМИ СТРОИТЕЛЬСТВА НОВЫХ ГОСТИНИЦ И ЗАВЫШАЮТ ЦЕНЫ