– В ближайшие дни вы планируете проведение съезда своей партии. О чем пойдет речь на этом форуме?
– Подведем итоги того, что произошло в стране. Грузинская нация сможет существовать только в том случае, если она способна будет сконструировать государство, которое интересно еще кому-то, кроме нее самой. Сегодня никого серьезно не волнует, будет ли Грузия существовать как государство или нет, единая она будет или разделенная. Надо доказать политически, что если такое государство, как Грузия, исчезнет, то ситуация в мире, в нашем регионе изменится.
– Господин Шартава, что происходит в оппозиционной среде после недавних выборов?
– Мы, как известно, в них не участвовали. В целом же общая картина такая – каждый из тех, кто участвовал в выборах, сейчас пытается хорошенько уцепиться за те результаты, которых добился, представить свои маленькие успехи как большую победу, что на самом деле не так. Потому что задача, с которой партии шли на выборы, была совсем иная, и она не достигнута. Но эта лихорадка пройдет, улягутся эмоции, и каждый должен будет решить, достаточно ли ему того, что он получил, или нет. А без стратегической программы, которая поможет наращивать уже имеющиеся результаты, эти малые успехи растеряются за несколько месяцев.
– Вы уже предложили коллегам консультации. О чем?
– Надо начать действовать сейчас же, потом будет поздно. В свое время 10 оппозиционных партий договорились о механизмах, необходимых для смены избирательного законодательства. Сейчас нам нужно подтвердить свои позиции и договориться о начале альтернативного политического процесса. Итогом наших консультаций должно стать создание политического субъекта, который начнет этот процесс. Если ничего не получится, то «Национальному форуму» придется все делать в одиночку.
– В принципе, на уровне заявлений все «за». Но что вы планируете делать?
– Первый шаг – надо принять решение о том, что мы боремся за изменение избирательных законов. Но этого недостаточно. Нужен второй – твердо договориться о том, что мы не будем участвовать в политических играх, предложенных режимом, пока не добьемся результатов, что никаких выборов в стране не будет, пока не будут изменены условия их проведения. Если мы опять на любых условиях согласимся участвовать в очередных или внеочередных выборах, то они опять будут заранее проиграны. И нужно создать коалицию, оппозиционный фронт, который будет в силах довести эту задачу до конца. Далее подготавливаем законодательную инициативу, которую своими подписями поддержит население. А люди хотят изменений. Потому то они и пошли на местные выборы. Нашим инициативам понадобится и международная поддержка. А дальше руководство Грузии должно будет ответить, согласно оно менять законодательство или нет.
– Вы будете требовать внеочередных президентских выборов?
– Лично я не согласен с первоочередностью проведения президентских выборов. Более результативными для оппозиции будут внеочередные парламентские выборы. В случае президентских выборов у оппозиции опять будет множество кандидатов, а у режима один, вокруг которого он сгруппируется, и мы опять проиграем. Нам нужны парламентские выборы, в результате которых у оппозиции есть шанс получить большинство в высшем законодательном органе.
– Существует ли на самом деле «российский фактор» во внутриполитической жизни Грузии, как о том говорят власти?
– На сегодня не такой уж серьезный фактор. Кое-кто, конечно, пытался в ходе выборов манипулировать этой темой. Пытался решение наших чисто внутренних проблем увязать с Россией. На какую-то часть измученного своими невзгодами населения это возымело действие – для них «засияла» надежда на то, что наши мандарины и вина снова пойдут на экспорт в Россию и наступит благополучие. Но со своими проблемами нам надо разбираться самостоятельно. А пока ситуация такая – мы не можем проводить справедливые выборы, люди боятся полиции, чиновников... Раздробленный и униженный народ не может решать глобальные задачи.
– Но ведь и ваши политические оппоненты не будут бездействовать. Какие процессы, по вашим сведениям, происходят во власти?
– Там думают о том, как бы с наибольшей для себя безопасностью продержаться до 2012 года (должны пройти выборы в парламент. – «НИ».). Многие из них задумываются и о том, что будет, когда Михаил Саакашвили как консолидирующая фигура уйдет из политики, ведь на международной арене он уже совершенно неприемлем, но у правящего режима нет других фигур, которые своим авторитетом удержат контроль над ситуацией в стране.