Posted 8 июня 2010, 20:00
Published 8 июня 2010, 20:00
Modified 8 марта 2024, 07:04
Updated 8 марта 2024, 07:04
– Светлана, заняв в преддверии сочинской Олимпиады пост руководителя вида спорта, где у наших атлетов давно нет приличных результатов, вы, по сути, бросились на амбразуру. Тяжело далось вам это решение?
– Вы знаете, тяжело мне было смотреть на то, что творилось в наших горных лыжах. Переживать все это. Предложение возглавить федерацию стало для меня неожиданным. Но сейчас я уже не жалею, что дала согласие. Мы провели чемпионат России, на котором я еще в ранге исполняющей обязанности президента встретилась со спортсменами. Увидела их горящие глаза и поняла, что я хочу пойти на эту работу. Причем я осознаю, что если результата не добьюсь, то это будет означать, что где-то ошиблась. Что-то недоделала. Но уже начала работать без оглядки на сомнения. Главное, что я хочу изменить в организации, – это сделать более сбалансированным процесс подготовки профессиональных спортсменов. Путем привлечения, в частности, иностранных тренеров.
– Не могли бы, кстати, их представить?
– Это отлично зарекомендовавшие себя в нашем виде спорта специалисты – Урбан Планиншек и Марьян Чернигой из Словении. Их подопечные выиграли в сумме шесть олимпийских медалей. В том числе две в Ванкувере. После Игр-2010 эти люди вышли на тренерский рынок в качестве, так сказать, свободных агентов. Мы искали новых наставников в сборную страны и в итоге решили, что Планиншек и Чернигой – лучшие кандидатуры. Они предложили нам четкую, сбалансированную программу подготовки профессионалов мирового уровня, которая нас полностью устроила.
– Сколько всего будет в сборной тренеров из-за границы?
– Мы также пригласили американского специалиста по физподготовке. Это известный человек, подготовивший немало хороших спортсменов. В процентах же соотношение россиян и иностранцев будет таким. В команде «А» – это те, кто выступает на Кубке мира, верхний эшелон сборной – 70 процентов иностранных тренеров. В команде «Б» – спортсмены уровня Кубка Европы – 50 на 50. И, наконец, в сборной «С» – это молодежь и юниоры – будут работать в основном наши соотечественники. И я очень надеюсь, что российские тренеры сумеют перенять новые методики. Конечно, и у наших специалистов часто бывают прогрессивные мысли, идеи, но не всегда они могут облечь их в современную форму.
– Над какими еще нюансами планируете работать?
– Большое внимание собираемся уделять психологическому состоянию спортсменов. Я смогла, как мне кажется, заразить кандидатов в сборную энтузиазмом. Теперь в команде не будет любимчиков, которые, такое ощущение, навечно там закрепились. Из-за такого положения дел в промежутке между последними двумя Олимпиадами мы потеряли многих талантливых ребят. Теперь состав будет меняться, у каждого появится шанс. Кроме того, я предложила ребятам комплексную программу тренировок, в которой внимание уделяется не только горным лыжам. В ней есть занятия по йоге, по скалолазанию. Чтобы люди не зацикливались на чем-то одном, а росли всесторонне подготовленными атлетами.
– Знаете, если посмотреть на то, как активно посещают россияне горнолыжные курорты, можно подумать, что ваш вид спорта – самый популярный в стране. При этом нет никаких успехов на профессиональном уровне...
– Верно подметили. В том же Дмитровском районе, одном из самых популярных мест отдыха у наших любителей горных лыж, детско-юношеские школы находятся не в лучшем состоянии. И меня это очень беспокоит. Несколько хороших школ-интернатов, правда, есть, где находятся перспективные в спортивном отношении дети. Но таких школ должно быть больше. Буду разговаривать на эту тему с руководством Подмосковья. Надеюсь, меня поддержат. Конечно, собираюсь поездить и по другим регионам, ведь в большинстве из них детско-юношеские школы находятся в еще более плачевном состоянии.
– Уже сейчас многие задаются вопросом – что нас ждет на Играх в Сочи? Что скажете насчет наших олимпийских перспектив в горных лыжах?
– Скажу так: мы рассчитываем на хороший, качественный прорыв. Медали, наверное, обещать рано, потому что идет еще только 2010 год. Не хотелось бы делать поспешных, непродуманных заявлений. Давайте о медалях где-нибудь в 2013-м поговорим.
– Но канадцы, готовясь к Олимпиаде в Ванкувере, за пять лет до ее начала знали точный список тех своих атлетов, которые будут претендовать на награды. Знали, в кого и сколько надо вкладывать денег.
– И мы сейчас можем сказать, кто у нас в Сочи будет лидером. Если не произойдет, конечно, чего-то непредвиденного – травм, например. У нас тоже есть конкретный план развития и подготовки этих мальчиков и девочек, и я уверена, что, если он сработает, мы получим спортсменов мирового уровня. Хотя сложности в его реализации, конечно, есть. Достаточно сказать, что у нас нет ни одной трассы для скоростного спуска с нормальными перепадами. Поэтому мы очень ждем открытия олимпийского комплекса «Роза-Хутор» в Красной Поляне. Хотим поскорее начать там тренироваться. И вообще, именно там сборная будет проводить большую часть времени.
– В каком состоянии объект будущей Олимпиады находится сейчас?
– В конце января мы сможем провести на базе «Роза-Хутор» этап Кубка России. В феврале эта трасса примет Кубок Европы. Это первые международные соревнования, которые пройдут на месте проведения Олимпиады-2014. А затем организуем в Сочи чемпионат России.
– Можете ли вы спрогнозировать, когда наши горнолыжники начнут показывать первые достойные результаты?
– Я сама себе часто задаю этот вопрос. Но чтобы на него ответить, надо получить первую информацию от тренеров. Чтобы они обозначили перспективы тех или иных спортсменов. Надеюсь, к Новому году мы поймем, перед кем какие задачи ставить и от кого чего ждать.
– Как сейчас обстоят дела с финансированием?
– Надеюсь на Министерство спорта и на Олимпийский комитет. Без помощи этих двух организаций дать результаты будет невозможно. Правда, Минспорта уже сейчас требует представить медальный план на Сочи. А это, как я уже сказала, считаю, неверно. Будем выходить из этой ситуации. Рассчитываем и на спонсоров, партнеров федерации. Ведем переговоры с различными структурами, надеемся на их успешное завершение.
– А на помощь главных любителей горных лыж в стране – президента и премьер-министра – рассчитываете? Вы, кстати, с ними знакомы?
– Да, я знакома и с президентом, и с премьер-министром. Довольно часто мы с ними встречаемся на горных трассах. Хочу, пользуясь случаем, еще раз поблагодарить Владимира Владимировича за помощь в восстановлении моей родной горнолыжной школы в Уфе. К слову, Ляйсан Раянова, одна из лучших наших горнолыжниц, – ее воспитанница. Вообще, здорово, что наши руководители и сами катаются, и уделяют внимание нашему виду спорта. Так что на их поддержку рассчитываю. А еще на авторитет и тренерский опыт Леонида Васильевича Тягачева, занимающего пост вице-президента Международной лыжной федерации. Уверена, что Тягачев не сказал последнего слова в горнолыжном спорте. А его вклад в развитие наших горных лыж, в мои, в частности, успехи неоценим. И сейчас его участие в работе нашей федерации, почетным президентом которой он является, просто необходимо.