Posted 3 июня 2010, 20:00
Published 3 июня 2010, 20:00
Modified 8 марта, 07:07
Updated 8 марта, 07:07
Прежде всего обратим внимание на то, что в списке торговых точек, в которых журналисты «НИ» в последний день каждого месяца производят замеры цен, появился новичок – супермаркет SPAR на Ладожской улице. Как мы уже писали, «Седьмой континент» на Земляном Валу, куда наши коллеги захаживали более трех лет, закрылся. А чтобы не сужать диапазон сравнений, нужна была замена.
SPAR мы выбрали по нескольким причинам. Во-первых, сеть не наша, а нидерландская, со штаб-квартирой в Амстердаме. Это уже интересно. Во-вторых, SPAR International, как сказано в энциклопедии, объединяет под своей вывеской более 15 тыс. магазинов в 34 странах мира, в основном в Европе. В России их уже тоже достаточно – около 40, и это дает возможность в перспективе сравнить цены на одни и те же продукты в рамках одной и той же сети как на наших просторах, так и в европейских странах. В-третьих, магазин предлагает продукты главным образом среднего ценового сегмента, то есть вполне вписывается в условия мониторинга.
Публикуя сегодня в традиционной табличке цены, переписанные на Ладожской, мы не указываем, как они изменились за месяц, потому что в конце апреля никаких замеров там не вели. Тем не менее сравнить их с другими четырьмя «нашими» точками уже можно, а они, надо сказать, покупателей в мае в целом не расстроили. На большинство продуктов ценовые колебания составляли в среднем 5–6%. В рамках таких величин они чаще всего зависят от наличия на полках конкретных брендов. Тенденции за этим обычно не просматривается – через месяц, когда будет представлен другой производитель, цена может вернуться на место. Итог мая – корзина «НИ» стала на 0,8% дешевле. Возможно, поводов для радости у потребителей было бы еще больше, но подкачали апельсины, подорожавшие сразу на 26%. Впрочем, вряд ли это огорчило очень многих – у этого фрукта сейчас не сезон. Цитрусы у нас станут набирать популярность к концу года, а сейчас хватает, к счастью, других источников витаминов, да и целое лето впереди. К тому же апельсины, как решила недавно власть, не входят в группу социально значимых товаров.
Напомним, что на этой неделе правительственная рабочая группа под председательством вице-премьера Виктора Зубкова одобрила предложенный Минпромторгом перечень продуктов, цены на которые будет регулировать государство. Произойдет это в том случае, если в каком-то регионе тот или иной товар, входящий в список, вдруг подорожает больше, чем на 30% за месяц. В перечне правительства – 24 наименования продовольствия, в нашем – 23. 13 совпадают полностью, один продукт – частично: власти особо интересуются ценами на вермишель, «НИ» – на макаронные изделия в целом. Из фруктов социально значимыми официально признаны только яблоки, мы же добавили к ними еще бананы (если брать весь год, дешевле, чем они, нет ничего) и апельсины, которые в мае «брызнули». Но все же по большинству продуктов за ценами мы теперь будем следить вместе с правительством, правда, в рамках только одного субъекта РФ.
Спешим успокоить власти: по нашим наблюдениям, «замораживать» в Москве пока нечего. Из их и нашего общего списка хлеб подешевел, говядина и курятина подорожали, но «в рамках» (3–6%). В скуднейшем овощном наборе (картофель, лук, морковь) ценовые колебания составили от минус 5% до плюс 4%. А дальше вообще сплошные радости: и рис, и макароны, и сливочное масло, и сахар стали дешевле. Цены на растительное масло в среднем не изменились, а молоко подорожало, но на допустимые 6%. Да, «социальные» яблоки чуть не забыли – они подешевели на 4%.
Чтобы закончить со списками, признаем: в нашем перечне явно настала пора кое-что поменять. Речь прежде всего идет об обычной развесной селедке. Купить ее становится все сложнее – большинство магазинов продают сельдь в расфасованном виде, в стеклянных, металлических и пластмассовых банках и баночках. Вес у них – на любой вкус, брендов – множество, сравнивать проблематично. Так что в следующем месяце селедку в нашем списке, скорее всего, заменит другая рыба, видимо, мороженая – как в правительственном перечне. Вопрос только, какая. Изначально мы пытались отслеживать цены на треску, но тоже не получилось – ее в большинстве магазинов не было. Второй кандидат на вылет – водка «Столичная». Старейший бренд уходит – уже второй месяц той, что, как уверял классик, «очень хороша от стронция», нет ни в одном пяти торговых предприятий, которые находятся под прицелом «НИ». Придется и ей искать замену, но в этом в отличие от рыбы проблем не будет. Кстати, в правительственном списке никакого алкоголя, естественно, нет вообще, но мы не будем скатываться в такую аскезу.
В заключение, как всегда, попытаемся дать прогноз на текущий месяц. По прикидкам, изменение стоимости нашей корзины в июне должно быть близким к нулю. И как это ни парадоксально, все опять будет зависеть от апельсинов. В прошлом году, когда наш набор подорожал за месяц на 0,6%, общую его цену гнали вверх именно они (вместе с бананами). В позапрошлом, когда итог был минусовым (2,4%), резкий картофельный взлет компенсировало значительное удешевление этих цитрусов. Наконец, в июне 2007-го наш продуктовый набор прибавил в цене 1%, и основной вклад опять внесли они, любимые, плюс картофель и морковь. Так что летом апельсины вовсе не обязательно покупать и есть, но следить за ними желательно.
СТОИМОСТЬ ПРОДУКТОВ НА 31 МАЯ 2010 ГОДА