Posted 23 мая 2010, 09:31
Published 23 мая 2010, 09:31
Modified 8 марта, 06:49
Updated 8 марта, 06:49
Православные в воскресенье, на 50-й день после Пасхи, отмечают праздник Святой Троицы, или Пятидесятницы.
В этот день вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. Святой Дух сошел на апостолов, когда все они собрались вместе в Сионской горнице в Иерусалиме. Внезапно раздался сильный шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра и этим шумом наполнился весь дом, в котором они находились. Тогда все они увидели как бы разделяющиеся языки огня, и по одному огненному языку почило на каждом из апостолов. Сошедший с неба Святой Дух дал апостолам благодать священства для устроения Церкви на земле, силы и разум для проповеди Слова Божия по всему миру. Этот день считается днем рождения Новозаветной Церкви и торжественно празднуется с древнейших времен.
В Католической церкви и в лютеранстве празднование Пятидесятницы (Сошествия Святого Духа) и дня Святой Троицы разделено - Троица отмечается в следующее воскресенье после Пятидесятницы. В день Сошествия Святого Духа, католическое духовенство облачается в красные ризы в напоминание об огненных языках, сошедших на апостолов, а в день Троицы - в белые, как и в другие великие праздники.
Накануне Троицы отмечается Троицкая родительская суббота, в которую совершается поминовение усопших, а в понедельник, сразу после Троицы, празднуется День Святого Духа.
В воскресенье, в Троицын день, с утра всегда отправлялись в церковь с цветами и ветками. В этот день и храм, и жилище принято было украшать настоящим зеленым ковром из цветов и листьев. Окна домов украшали свежими березовыми и яблочными ветками, вставляли их за образа в комнатах.
Православные храмы украшаются свежей зеленью; молящиеся во время службы держат в руках березовые ветки и цветы; повсеместно распространен обычай освящения принесенной верующими зелени. Церковь считает, что зеленая ветка - это символ возобновленной весны и, вместе с тем, символ обновления людей силой нисходящего Духа Святого.
На праздник хозяйки готовили салаты, яичницу, как символ солнца и пекли много пирогов, караваев, медовых коврижек. На столы выставляли много хмельных медов и вин. В каждой семье столы были обильными и праздничными, а скатерть на столах была зеленого цвета.
В этот день девушки одевали самые лучшие наряды, нередко сшитые специально для троицких гуляний. Так, в Белгородской области на каждый день троицкого праздничного цикла полагалось особое платье: в троицкую субботу одевали красные рубахи, в воскресенье - старинные белые, в понедельник - сшитые из фабричной ткани. Повсеместно головы украшали венками из свежей зелени; в северных районах их заменяли головные уборы, вышитые золотыми нитями и металлическими пластинами, которые не носили в другие праздничные дни.
Для Троицы характерны девичьи гадания на будущее с пусканием на воду троицких венков (Троицкий венок), завиванием берез, киданием обрядового деревца в реку (см. Троицкая березка). Дерево (в основном, береза) использовалось в гаданиях и иначе: девушки бросали в него ложки; чья ложка упадет на землю, а не застрянет в ветвях, та девушка раньше других выйдет замуж. В некоторых местах существовал обычай спрашивать у кукушки, в то время, когда она кукует, долго ли еще девушке оставаться в доме отца; сколько раз прокукует кукушка, столько лет ждать ей замужества. Гадая, девушки старались узнать направление, откуда может появиться жених. Для этого девушка кружилась вокруг своей оси и падала; или, получив свою часть при разламывании старого плуга, бросала ее, не глядя - в какую строну упадет девушка или часть плуга, в той стороне жених будет. В ночь на Троицу девушки обязательно сжигали старые мужские штаны для того, чтобы невест в поселении было больше.
В этот день девушки бросали венок на воду и наблюдали. Плохо было, если венок тонул: замуж нынче не выйдешь, а может быть, даже умрешь. Если венок приставал к другому берегу — любовь девичья привьется, пристанет к сердцу любого парня.
По народным приметам с приходом Троицы — праздника русской березки — можно купаться и ломать веники.
Считается, что березовые ветки именно в эти дни наливались целительной силой. Целительным считался и настой из листьев березы. Ветки березы использовали наши предки и в качестве оберега от всяких нечистых духов. До сих пор в пазы углов дома в Вологодской и Владимирской областях местные жители втыкают ветки березы, чтобы чистота и целительный дух передались стенам.
На Троицу также собирали росу и использовали ее как сильнодействующее лекарство от недугов и для посева семян овощей.