Лидер ЛДПР действует в своем обычном амплуа: жжет «бессмысленным и беспощадным» глаголом, обличая всех, кто под руку попадается. В последнее время ему попались на язык столичные и федеральные власти. Похоже, вождь не разменивается на второстепенные темы, когда речь идет о поддержании собственного имиджа.
Московские власти Владимир Жириновский обвиняет в коррумпированности, причем логика оратора такова: столица – самый богатый в мире город, здесь 80% всех российских денег, значит, здесь и коррупция. Как из первого следует второе, остается необъяснимым. Хотя удивительно это только на первый взгляд: лидер ЛДПР, похоже, еще с 90-х мечтает о кресле московского мэра, так почему бы в который раз не попробовать бросить камешек…
Федеральные власти во главе с Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным глава ЛДПР осуждает за подписание с Украиной договора о российской базе Черноморского флота в Крыму. Дескать, это бесполезная растрата бюджетных денег. Вариация на тему была озвучена украинским информационным порталом Лiга, который написал, что «вице-спикер Государственной думы России Владимир Жириновский считает, что РФ не должна была давать украинской стороне скидки на газ, потому что «Украины как государства никогда не было». Одно дело – запретить своей фракции нажимать на кнопки при голосовании по ратификации договора в Госдуме, и совсем другое – произносить оскорбления в адрес государства-соседа, с которым наконец-то дела пошли на лад.
Стоит ли расценивать этот выпад как попытку обратить вспять столь долгожданную тенденцию к сближению двух государств? Или лидер ЛДПР опять «заигрался», и, может быть, самое время объяснить ему, что не пристало человеку, занимающему пост вице-спикера Государственной думы РФ, без расчета на самые серьезные последствия бросаться подобными утверждениями? Уровень современной политической культуры, которую мы осваиваем вот уже больше 20 лет, позволяет российским политикам вполне достойно вести себя как на родине, так и за рубежом. Но, похоже, г-н Жириновский «школу политической культуры» прогулял, потому что сейчас продолжает, как и 20 лет назад, политическое юродство, видимо, в надежде попасть в яблочко или хотя бы в поле зрения журналистов.
Видимо, секрет этой активности связан с тем, что вождь ЛДПР еще задолго до выборов почуял неладное. Популярность г-на Жириновского в народе падает, политические комиксы в его исполнении приелись, а горстка искренних приверженцев, насмотревшихся за эти годы, как «хвост виляет собакой» и как черное становится завтра белым, примкнула к партиям-конкурентам. Да и сам г-н Жириновский, похоже, уже не столь энергичен, чтобы продолжать игру на «большую аудиторию», его изобретательность исчерпалась, и никто уже не ждет от него ничего нового.
Еще несколько лет назад в прессе появилась информация, что г-н Жириновский готовит «отход» – метит на место посла в Израиле. В марте 2006 года в МИД России за подписью депутатов, членов Высшего совета ЛДПР поступило пространное письмо с просьбой ходатайствовать перед правительством Израиля о награждении г-на Жириновского одной из высших наград еврейского государства – медалью «Праведник мира». Обосновывалась эта просьба тем, что стараниями лидера ЛДПР были сорваны планы замаскировавшихся фашистов в лице партии «Родина» и ее предводителя Дмитрия Рогозина: они были отстранены от участия в выборах в Московскую городскую думу. Ходатайствовать за такие подвиги в политической жизни России вождя ЛДПР перед израильтянами в МИД не стали. Но, как писали тогда СМИ, началась проработка на уровне бумаг и распоряжений о скорой замене посла России в Израиле на Жириновского. Возможно, «неожиданное» обретение могилы отца в 2006-м в Израиле (ведь могила была найдена людьми Гусинского еще в начале 90-х) было частью этого плана, и после такого жеста ярлык завзятого антисемита должен был поблекнуть. Правда, последовавшие за тем события на Ближнем Востоке, вероятно, убедили его в том, что на родине будет привольнее, и он остался.
Остался, но продолжил поиски теплого места старыми методами. Казалось бы, что мешает ему сейчас, в «межсезонье», попытаться оживить и реформировать свою замкнутую в строгую вертикаль партию, выдвинуть новую, более сбалансированную платформу, подготовившись к выборам «по-взрослому». Ведь политическая борьба, когда в стране есть не одна, а несколько жизнеспособных партий, – вещь естественная и здоровая Разнообразие позиций, целей и идей в политике адекватно отражает общество, у которого не может быть единой идеологии.
Однако все свидетельствует о том, что вождь ЛДПР и в мыслях этого не держит. Его партия, возникшая в начале бурных 90-х при содействии ЦК КПСС для создания видимости альтернативы и плюрализма, с развалом Союза быстро превратилась, по сути, в личный бизнес г-на Жириновского. Парадоксальным образом в период упоения демократией и гласностью он создал абсолютно авторитарную партию, где ничто не происходит без его воли. Все партийное имущество и финансовые активы, о которых давно ходят легенды, принадлежали до последнего времени лично вождю, который еще 10 лет назад издал свое собрание сочинений из 55 томов. Лидер ЛДПР считает, что имеет полное право с помпой отмечать 20-летие партии во время общенародного траура по погибшим в Перми. Давным-давно г-н Жириновский сказал крылатое: «Не думайте, что фракция – это клумба, на которой будет красоваться множество цветов. Здесь будет цвести только одна роза». С тех пор для него ничего не изменилось. Правда, изменились люди, выросло новое поколение, которое уже через год-два скажет ему сакраментальное «не верю». Цирк 90-х уехал, а вот политические клоуны пока остались. До поры.