В числе подписавших открытое письмо – Олег Басилашвили, Кама Гинкас, Генриетта Яновская, Алексей Герман, Юрий Шевчук, Борис Стругацкий, поэт Александр Кушнер, профессор медицины Яков Багров, адвокат Юрий Шмидт, историк Рафаил Ганелин и многие другие. «Мы, и поныне живущие в Петербурге, а также те, кто вынужден был покинуть наш город, когда его возглавлял Григорий Романов, глубоко оскорблены решением об увековечении его памяти, – говорится в открытом письме. – Мы хорошо помним первого секретаря обкома КПСС Григория Романова – человека, душившего культуру, науку, искусство и свободу, ненавидевшего интеллигенцию, изгонявшего из города артистов, поэтов и художников и сделавшего все, чтобы превратить Ленинград в «великий город с областной судьбой».
В том случае, если постановление не будет отменено в ближайшее время, подписавшие письмо обещают издать сборник, в котором расскажут обо всех злодеяниях Григория Романова, совершенных в бытность его на посту главы Ленинградского обкома. В сборник войдут и факты унизительной травли, которой Романов подвергал тех, кого уже нет в живых, – Ольгу Берггольц, Дмитрия Лихачева, Иосифа Бродского, Аркадия Райкина, Георгия Товстоногова, Сергея Довлатова.
Вчера на протяжении рабочего дня корреспондент «НИ» пытался выяснить, какие предпринимаются шаги в правительстве Петербурга в связи с возникшей ситуацией. Однако ни в пресс-службе Правительства, ни в приемной вице-губернатора Санкт-Петербурга Аллы Маниловой, ни в Комитете по градостроительству, ни в Комитете по культуре внятный ответ получить не удалось. Тем не менее «Новые Известия» готовы предоставить слово ответственным лицам.
Светлана КРЮЧКОВА, актриса БДТ имени Товстоногова: – Мне непонятно, чем вызвано желание установить памятную доску этому человеку. Что он сделал хорошего?! За какие заслуги?! Надо не мемориальную доску открыть, а стереть и забыть его фамилию! Это человек, который сделал все для того, чтобы из Ленинграда уехал выдающийся русский актер и режиссер Сергей Юрьевич Юрский. Романов перекрыл ему кислород: запретил снимать его в кино и на телевидении, запретил выступать на радио. Это то, что я знаю абсолютно достоверно, потому что в тот момент я работала с Сергеем Юрьевичем в БДТ. И в октябре 1979 года он вынужден был уехать в Москву. Нельзя лишать город таких людей, как Юрский, который был символом города, как Медный всадник! Как говорила Екатерина Вторая, «большие умы (а можно еще добавить – таланты) делают большей славу царствования». А вспоминая первого секретаря Ленинградского обкома, все неизменно говорят: «недоброй памяти Григория Васильевича Романова». Так что я категорически против! У нас уже был Университет имени Жданова. Слава Богу, от этого имени отказались. Но где же тогда логика? Если снимают фамилии убийц с учебных заведений и меняют на старые названия улиц, зачем же нам памятная доска человеку, который принес столько зла городу?! Мне это совершенно непонятно. Одно дело установить доску тому, кто сделал город лучше, чище, а другое – человеку, который сделал плохое! Зачем же безобразить и портить этим фасады домов?!» |