Если проект получит достаточное количество положительных откликов и вступит в силу, судебные приставы будут обязаны докладывать своему начальству обо всем, что можно расценивать как подкуп. В «журнале регистрации взяток» будет зафиксировано, кто, где, когда и в каком размере предлагал отступного. Причем, согласно положениям, дополняющим приказ, установлен регламент, в котором описано, как и в какие сроки сотрудник ФССП должен доложиться. Жертва несостоявшегося подкупа обязана сообщить о взяткодателе в течение суток с момента попытки дачи взятки. Несоблюдение регламента наказывается увольнением. После того как сотрудники службы отчитаются в том, что в очередной раз устояли и не соблазнились, ждет их талон-уведомление о том, что факт зарегистрирован. А там, по усмотрению начальства, глядишь, и премируют за честность.
Причина введения антикоррупционных мер внутри системы понятна. Только с начала этого года сотрудниками службы судебных приставов было пресечено 20 попыток дачи взятки. В прошлом же году – 27. При этом на скамье подсудимых за мздоимство оказалось 47 судебных приставов.
По мнению депутата Госдумы Павла Медведев, придумка ФССП – это очередная чиновничья глупость. И никакие формы регистрации и угроза увольнения не станут большим стимулом, чем уже введенные законы. «Если предлагают взятку, то нужно сообщать в МВД и заводить уголовное дело, – заявил «НИ» Медведев. – Как-то странно заводить какой-то журнал, когда предложение взятки является уголовно-наказуемым преступлением». Не менее удивительным считает факт премирования за честность глава национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. «Основанием для премии может послужить сумма взятки после ее конфискации, – отметил он. – Предмет преступной деятельности, то бишь взятка, поступает в доход государства. А дальше премирование идет аналогичное тому, как если бы человек нашел клад. Если он помог разоблачить взяткодателя, то получает от этого определенный процент». По словам того же Кабанова, на Западе пытались вводить подобную систему учета соблазнов, однако она не принесла ожидаемого эффекта. Возможно, руководители ФССП рассчитывают, что в России система внутренних отчетов приживется. А взяткодатели, узнав, что пристав обязан доложить начальству о подкупе, откажутся от порочной практики.