Posted 28 апреля 2010, 20:00
Published 28 апреля 2010, 20:00
Modified 8 марта, 02:19
Updated 8 марта, 02:19
Экономический ущерб от потерянных рабочих дней, расходов на лечение и компенсационных выплат, по данным главы МОТ Хуана Сомавия, ежегодно составляет 4% от мирового ВВП. Это больше, чем общий размер пакетов по стимулированию экономики, принятых в 2008–2009гг. в связи с кризисом. Одной из причин возрастающего количества производственных травм, по мнению экспертов, стало вызванное проблемами в глобальной экономике уменьшение числа работников и увеличение нагрузки на них. Кроме того, смертность растет из-за новых рисков, связанных с применением нанотехнологий, биотехнологий и работы с химикатами.
Поэтому, по словам г-на Сомавиа, работодатели должны принимать в расчет меняющуюся ситуацию на рынке труда, для которого становится характерно старение рабочей силы, увеличение числа работающих женщин, мигрантов и нелегалов, и использовать соответствующие обстановке стратегии по предотвращению производственных травм.
Однако пока руководители предприятий, в том числе и в нашей стране, не спешат следовать призывам главы МОТ. Как показывают опубликованные вчера результаты опроса, проведенного исследовательским центом Superjob, 32% работающих россиян оценивают уровень охраны труда на своих рабочих местах как крайне низкий, при этом как минимум треть опрошенных даже не знают, что в себя включает это понятие.
По словам заместителя председателя Федерации профсоюзов России Олега Бабича, охрана труда заключается в обеспечении безопасности условий работы, снижении уровня вредности производства, обеспечении защиты от вредных факторов, выделении средств на специальное питание для работников и целом ряде других мер, о существовании которых большинство работодателей даже не подозревают. «В нашей стране ситуация в этой области резко ухудшилась еще 20 лет назад, – пояснил «НИ» эксперт, – когда профсоюзы лишились полномочий по контролю за соблюдением охраны труда. И если раньше они наравне с госинспектором могли осуществлять соответствующую проверку предприятий и добиваться выполнения необходимых предписаний, то сейчас таких прав у них уже нет».
Что же касается сотрудников Федеральной инспекции труда, которые призваны следить за соблюдением положенных нормативов, то, по словам специалистов, их слишком мало для того, чтобы проводить регулярный мониторинг обстановки на всех предприятиях страны, особенно учитывая то, что в некоторых случаях одна такая проверка может затянуться на несколько недель.
Решить эту проблему, по мнению директора Центра социально-трудовых прав Елены Герасимовой, можно только на государственном уровне. «У нас ведется слишком много разговоров по поводу демографический ситуации в стране, соотношения уровней смертности и рождаемости, – рассказала «НИ» специалист. – Однако все эти правильные слова должны подкрепляться реальными действиями, в том числе в части экономической поддержки. Кроме того, необходимо создать систему, при которой нарушение предписаний, направленных на охрану труда, будет серьезно наказываться».
Этой же точки зрения придерживается и г-н Бабич, по словам которого для решения проблем в этой сфере надо внести поправки в действующее законодательство. «Во-первых, – отмечает он, – необходимо вернуть полномочия профсоюзным инспекторам, чтобы работодатели были обязаны выполнять все их предписания. Во-вторых, в федеральном бюджете должны быть заложены расходы на создание общественных инспекций, контролирующих предприятие. Еще одна действенная мера – это существенное увеличение штрафов за нарушение условий охраны труда. Ведь, как мы знаем, основная задача предприятия – это получение прибыли, поэтому многие руководители стараются снизить издержки, в том числе и за счет своих сотрудников. Поэтому необходимо сделать так, чтобы выполнение требований инспекторов было экономически выгоднее, чем уплата соответствующих штрафов».
РОССИЙСКАЯ СТАТИСТИКА НЕ ВСЕГДА ДОСТОВЕРНА