Posted 22 апреля 2010, 20:00
Published 22 апреля 2010, 20:00
Modified 8 марта, 07:01
Updated 8 марта, 07:01
Как сообщил в четверг заместитель председателя Государственного таможенного комитета Белоруссии Сергей Борисюк, Минск намерен отстаивать в Таможенном союзе (ТС) действующие ввозные пошлины на автомобили для физлиц. Это заявление может осложнить формирование единого таможенного пространства Белоруссии, России и Казахстана, которое должно начать действовать с 1 июля 2010 года. Дело в том, что в РФ ввозные пошлины на машины в два-три раза выше, чем у западных соседей.
По идее пошлины у всех входящих в ТС государств должны быть одинаковые. Ранее Минск заявлял о готовности поднять таможенные пошлины на автомобили для физических лиц до уровня российских. И даже был сделан первый шаг: 1 января 2010 до этого уровня были увеличены сборы на машины для юридических лиц. Но теперь белорусские власти передумали. Аналитики объясняют это тем, что Белоруссия очень хочет в ТС, но в то же время не желает действовать в ущерб себе. Как пояснил «НИ» заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин, выход мог бы быть в том, что, повысив внешние таможенные пошлины, белорусы в рамках ТС могли бы ввозить машины, произведенные на российских сборочных предприятиях западных фирм, беспошлинно. «Однако структура белорусского потребления автомобильной техники такова, что на 90% это не новые автомобили, а подержанные из Европы, – отметил эксперт. – Повышение пошлин вызовет среди населения недовольство, поэтому Минск этого не делает. Вот и мечется туда-сюда».
Действительно, Белоруссия – крупнейший в Европе рынок подержанных автомобилей после Литвы. Но Россия ради того, чтобы сохранить за соседями эти позиции, понижать свои пошлины не будет. «Такие вещи надо решать на основе взаимных компромиссов, но надо учитывать, что здесь есть очень серьезные политические проблемы», – подчеркивает Владимир Жарихин. Стоит также напомнить, что месяц назад Белоруссия обратилась с иском против России в Экономический суд СНГ: Минск считает, что положения договоров о свободной торговле и ТС предполагают отмену пошлины на нефтепродукты. Но тут уже не хочет уступать Москва.