Posted 22 апреля 2010, 20:00
Published 22 апреля 2010, 20:00
Modified 8 марта, 07:01
Updated 8 марта, 07:01
На минувшей неделе многие автолюбители отпраздновали юбилей легендарного автомобиля, который в народе прозвали «копейкой». 19 апреля 1970 года на Волжском автомобильном заводе был собран первый автомобиль «ВАЗ-2101». С этого авто начался выпуск всего ряда моделей «Жигули». 25 апреля владельцы стареньких «копеек» из Челябинской и Свердловской областей колонной проедут по центральным улицам Екатеринбурга, украсив свои авто флагами и вымпелами.
«ВАЗ-2101», легковой автомобиль с кузовом типа седан, являлся доработанной с учетом советских условий копией итальянской модели FIAT-124. Первый «ВАЗ» весил 955 кг и разгонялся до 100 км/ч за 22 секунды. Максимальная скорость «копейки» была 140 км/ч. Экспортный вариант назывался Lada-1200: название «Жигули» пришлось не использовать, потому что в некоторых зарубежных языках с этим словом существовала неприятная ассоциация. В страны социалистического содружества (ГДР, Чехословакию, Болгарию, Венгрию и Югославию) было направлено свыше 57 тыс. таких автомобилей. В общей сложности «АвтоВАЗ» изготовил порядка 2,7 млн. автомобилей «копейка».
В начале 70-х «копейка» была, пожалуй, самым комфортабельным, современным и надежным в своем классе автомобилем. Обладание им считалось признаком достатка и благополучия. Кроме того, мысль о том, что все самое лучшее – это советское, прочно сидела в головах людей. И вдруг в этой отгороженной «железным занавесом» стране появляется автомобиль на базе итальянского FIAT...
Качество сборки в первые годы существования модели было весьма высоким по отечественным стандартам. Однако у автомобиля был целый ряд недостатков. Расположение руля, сидения и педалей относительно друг друга не позволяло водителю занять удобное положение. К тому же, несмотря на то что у «копейки» по сравнению с FIAT-124 конструкторы усилили кузов и подвеску, технология все равно оставалась удешевленной и рассчитанной на массовое производство. Толщина кузовного железа оставалась небольшой, подвеска – непрочной, двигатель – ненадежным. Срок службы «Жигулей» до того момента, когда уже требовался капитальный ремонт кузова, составлял при круглогодичной езде не более 3–5 лет. Но, несмотря на недостатки, первый блин не вышел комом – «копейка» по сей день остается добрым воспоминанием о минувшем времени у многих людей. А многие такие машины дожили и до нашего времени.
В 1982-м «ВАЗ-2101» выпускать прекратили. А самую первую модель, спустя 19 лет эксплуатации, поместили в музей Волжского автозавода. Там она радует посетителей и сегодня. И ни разу за это время не перекрашивалась.
Была ли у вас «первая» модель «Жигулей»?