Пресс-служба ГУВД Москвы вчера не смогла прокомментировать информацию о возможной установке этих новейших устройств. А вот что по этому поводу говорят специалисты.
«На данный момент теми методами, которые нам известны, обнаружить взрывчатку на теле человека в метро невозможно. Вероятно, деньги, выделенные на это, уйдут в никуда, – говорит «НИ» доктор технических наук, профессор, заместитель начальника отделения корабельной энергетики, ядерной, радиационной и экологической безопасности ЦНИИ им. Крылова Станислав Рубанов. – В метро люди идут косяком. К тому же взрывчатка имеет примерно такой же состав, как тело человека. А азот, содержащийся во взрывчатке, содержится и в бутерброде с колбасой. Если человек несет в кармане много колбасы, прибор примет ее за взрывчатку». Профессор отмечает, что приборы, которыми определяется наличие взрывного устройства, радиоактивны и опасны для здоровья человека. Это еще одна причина, по которой пока невозможно выполнить желание генерала Колокольцева.
В 2004 году ученые ЦНИИ им. Крылова разработали установку, способную в пределах минуты обнаружить взрывчатку весом начиная от 100 граммов в багаже пассажира. Изобретение настроено на обнаружение большого количества азота. В том числе оно способно выявить и гексоген, из которого состояло взрывное устройство террористок, взорвавших людей в московском метро. «Гексоген можно обнаружить, но не на теле. Если бы террористки несли его в сумке, наш прибор его бы обнаружил, – говорит «НИ» профессор Рубанов. – Но прибор облучает нейтронами, для человека это абсолютно недопустимо. Чувствительный элемент в нем размером с кулак, весь остальной кубометр – защита».
Про изобретение ЦНИИ им. Крылова в 2004 году снимали множество репортажей, о нем писали газеты, но правительство не заинтересовалось находкой. «Наша установка не применяется, потому что государство не дает нам денег. На данный момент устройство установлено только в аэропорту «Пулково», – говорит «НИ» Станислав Рубанов.
Есть информация, что уже в начале апреля в московском метро появятся датчики, реагирующие на отравляющие вещества, и первой оборудованной ими станцией будет «Белорусская-Кольцевая». Между тем, скажем, в пекинском метро установлены такие же детекторы, как в аэропорту, и каждый пассажир обязан предоставить на досмотр свою сумку. Занимает это примерно 10 секунд. Правда, обнаруживают ли они взрывчатку – вопрос.