Посетителям сайта британской газеты Times с июня придется платить деньги за просмотр материалов издания онлайн. Стоимость просмотра интернет-страниц Times составит один фунт в день, а недельный абонемент обойдется читателям в два фунта. Со временем перейти на платный доступ к своим интернет-версиям планируют также таблоиды Sun и News of the World. Вслед за ними последует и немецкое издательство Axel Springer. Эксперты предсказывают, что с переходом на платный контент издания потеряют порядка 70% своей аудитории.
Возможно, такой результат будет еще оптимистичным. Согласно данным ежегодного анализа рынка СМИ центра Pew Research Center, только 7% англоязычных граждан готовы оплачивать возможность доступа к интернет-СМИ. Несмотря на то что 6 из 10 американцев ежедневно читают онлайн-издания, большая часть из них готовы переключиться с новостных сайтов на социальные сети, которые выступают в качестве площадки для проведения обсуждений событий в стране и в мире.
Российские бумажные СМИ пока не намерены переходить на «платные новости», поскольку боятся потерять своих читателей. Зато одно из крупных российских издательств пыталось зарабатывать не только на продажах книг, но и на отдельной информации. В тираже фантастической книги издательство сделало сноски платной услугой. На одной странице читатели сталкивались с сообщением: «Если вы хотите узнать, что значит «проходить дальше пояс Койпера», отправьте SMS 30119 на номер 2990 либо позвоните с мобильного по номеру 09956 и наберите 030119». Спустя два года после издания пользователи «Живого журнала» периодически выкладывают в сообществах фотографии этой страницы и удивляются жадности издателей и автора. Характерно, что почти ни у кого из комментаторов не возникли сомнения в достоверности информации, хотя для читателя, слабо знакомого с реалиями российского бизнеса, она выглядит совершенно фантастической. «Скоро будет так – покупаешь и без того дорогую книгу, а внутри просто такая вот сноска типа: «если хотите прочитать книгу, отошлите SMS...» – шутят блоггеры. Само издательство заявило, что произошедшее стало досадной ошибкой. От первоначального варианта с коммерческими ссылками отказались, но из-за технологической ошибки одна из них попала в окончательный вариант книги.
Заслуженный адвокат России Леонид Ольшанский называет такой способ дохода «завуалированным навязыванием платной услуги». «Если попадется въедливый читатель, то он может обратиться и в прокуратуру с заявлением о мошенничестве, поскольку его не предупредили о дополнительных платных сервисах при покупке», – говорит «НИ» юрист. Тираж книги 55 тыс. экземпляров так и не был изъят из продажи, на сайте издательства нет никакой информации на эту тему, и многие читатели до сих пор пытаются воспользоваться услугой.
Меломанам сегодня тоже приходится раскошеливаться. Чтобы узнать имя исполнителя понравившейся мелодии, слушателям радиостанций надо отправлять SMS. Цена ответа зависит от степени узнавания музыки. Если на коммерческих радиостанциях, где ставятся популярные композиции, цена не превышает 15–20 рублей, то на «элитных», специализирующихся, например, на классической музыке, она достигает 30–60 рублей. Леонид Ольшанский отмечает, что подобная коммерция не нарушает законов РФ. «У нас разрешено все, что не запрещено, – объясняет «НИ» адвокат. – Тем более это не первоочередная потребность. Без знания имени группы можно прожить. Сравните это с услугами платных справочных, здесь же мы не возмущаемся».